In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Тёркин

Приречная страна

Аркадия

Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на июль
Репертуар на август
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Вячеслав Суриков
«Эксперт», 30.05.2016

Мир по Брехту

Актриса, которую всегда хочется видеть на сцене и на киноэкране в образе подчеркнуто хрупких героинь, в спектакле Кирилла Вытоптова преображается в женщину, умеющую выживать в любых обстоятельствах и готовую за это платить требуемую цену. Классический персонаж, которому приходится совершать выбор один хуже другого, в исполнении Полины Кутеповой осознает свою жизнь как противостояние целому миру. Она раз за разом вступает в схватку, и каждый раз ей кажется, что она близка к победе, но рок всегда оказывается слишком изощрен: в последний момент в защитной оболочке обнаруживается уязвимое место и та рушится. Мамаша Кураж находит в себе силы выйти на очередной круг своей судьбы с ничтожным запасом иллюзий – заранее ожидая новых потерь – и в конце концов испивает чашу до дна. Проходя этот путь в течение нескольких сценических часов, Полина Кутепова позволяет себе минимум внешних эффектов. Мы видим жизнь, протекающую внутри, и оказываемся едва ли не в сердцевине ада.
Полина Кутепова входит в золотой состав Мастерской Петра Фоменко. Она училась на том самом курсе, из которого впоследствии и возник театр. Очень рано начала сниматься в кино. Сыграла главные роли в двух фильмах Георгия Данелии: «Настя» и «Орел и решка». Ее актерская работа в сериале «Пелагия и белый бульдог» была отмечена «Золотым орлом» за лучшую женскую роль на телевидении. За исполнение роли Молли Блум в спектакле «Улисс» она получила «Золотую маску» в номинации «Лучшая женская роль».

– В какой степени образ мамаши Кураж стал новым актерским опытом для вас?
– Безусловно, это новый актерский опыт. Я определяю его для себя как эксперимент, потому что Брехт на русской сцене так или иначе является экспериментом. Он не вписывается в русскую психологическую театральную школу. Это совершенно другая драматургия, которую надо открывать другим ключом. Новизна заключается еще и в том, что к нам пришел молодой режиссер Кирилл Вытоптов, который никогда с нами не работал. Для нашего театра это серьезный поступок, потому что, как правило, в театр очень редко приходят режиссеры со стороны. И это как раз тот самый редкий случай. Что же касается самой роли, то для меня любая роль – это новость. Тем более мамаша Кураж. Если бы мне кто-то сказал, что я когда-нибудь буду играть мамашу Кураж, я бы сильно удивилась. Год назад я и подумать об этом не могла. Для меня это было очень неожиданно.

– В какой момент вы поверили в режиссерский замысел?
– Это было непросто, поскольку существует театр Фоменко – с определенной стилистикой, театральным языком, со сложившимся образом существования. В этом случае оказалось еще сложнее, потому что это был режиссер другого поколения. Я долго у него спрашивала: «Почему именно я? Почему именно эта пьеса? Почему именно сейчас эта пьеса?» Но в результате нам все-таки удалось понять друг друга, хотя в чем-то мы и до сих пор друг друга не понимаем. Я впервые работаю с Кириллом Вытоптовым хотя знаю его очень давно. Это необыкновенно талантливый режиссер.

– Меняется ли существование актера на камерной сцене, когда зритель смотрит на него почти в упор?
– Внутри ничего не меняется. На камерной сцене он играет так же, как и на большой. Иным становится энергетическое наполнение происходящего на сцене.

– Как вы для себя определяете образ мамаши Кураж: она жертвует своими детьми во имя призрачной цели, подобно Медее, или сама становится жертвой обстоятельств?
– Нет, она не жертва обстоятельств. Кураж совершает выбор – использует войну для собственного обогащения, расплачиваясь за него своими детьми. Для меня это история о разрушении личности.

– Как вы оцениваете логику актерской судьбы, сработавшую в вашем случае, когда вы с первых шагов оказались в театре Фоменко и с тех пор с ним не расстаетесь?
– Счастливая актерская судьба? Вы это хотите от меня услышать? Все верно. То, что театр случился, — это чудо. А то, что нас с сестрой взял к себе на курс в ГИТИСе Петр Наумович Фоменко, – это счастье, которое определило всю мою жизнь.

– Вас никогда не смущала излишняя предопределенность этой ситуации? Вам никогда не хотелось сбежать?
– Здесь мой дом. Если у вас есть дом, вы же не побежите куда-то в другой дом? Возможно, побежите – при каких-то обстоятельствах. Но я буду говорить за себя: это мой любимый дом.

– Что для вас значит работа в кино?
– Это всегда очень приятно, потому что так знакомишься с новыми талантливыми людьми. Но профессиональный поиск происходит все-таки здесь, в театре, в кино нет на него времени – там все слишком быстро. Для актера идеально, если он востребован и в кино, и в театре, хотя кому-то сложно совмещать. Есть те, кто намного выразительнее и интереснее в кино, и тогда кино для них должно стать основной площадкой.

– При вашей занятости вам удается следить за тем, что происходит в театральной жизни за пределами Мастерской? Что-нибудь в последнее время привлекло ваше внимание?
– Когда у меня есть возможность, я стараюсь ходить и смотреть то, что выходит в других театрах. В Москве очень насыщенная театральная жизнь – так было всегда. Мне очень нравится то, что делает Додин. Я очарована его спектаклем «Вишневый сад», до сих пор нахожусь под сильным впечатлением. Последнее, что я посмотрела, — «Кавказский меловой круг» в театре имени Маяковского, постановка Никиты Кобелева, и мне было вдвойне интересно, потому что это Брехт.

Источник: журнал «Эксперт»


Другие статьи



© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100