In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Тёркин

Приречная страна

Аркадия

Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на июль
Репертуар на август
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Мария Седых
«Итоги», 3.06.2013

Шорохи и шепоты

В театре «Мастерская П. Фоменко» показали «Египетскую марку» Осипа Мандельштама

Взявшись за постановку «Египетской марки» Осипа Мандельштама, «фоменки» вновь присягнули на верность своему Учителю. О чем можно было догадаться, даже не заглядывая в программку, где указано, что идея принадлежит Петру Наумовичу, а ухватился за нее Дмитрий Рудков, доведя до премьеры под руководством Евгения Каменьковича. Эта работа продолжает не только духовные поиски основателя, но и, если можно так сказать, организационные принципы. Здесь хотят оставаться театром-мастерской, продолжая традицию вечеров «Проб и ошибок», нащупывая дальнейшее направление поисков. Все это естественно, понятно и благородно. Но. .. драматично. Желая остаться верными и духу и букве одновременно, наследники Фоменко обрекают себя на постоянное сравнение. Хотя я готова согласиться с критиком, заметившим однажды по другому поводу: лучше, когда на что-нибудь похоже, чем не похоже ни на что.

Оформлением Александры Дашевской начинаешь любоваться еще до начала действия. Словно на блошином рынке, вдоль первого ряда, обозначив линию рампы, протянулось множество предметов, когда-то имевших владельцев. Изящные бокалы, тонкого фарфора кофейные чашечки, статуэтки, подсвечники, счеты, бутылки темного стекла, флаконы и кофейная мельница… Они каким-то художнице ведомым способом рифмуются между собой, навевая знающим текст автора обрывки строчек. «В Петрополе прозрачном мы умрем». Серебряный век выступает на авансцену предметно. Потом под перезвон колокольчиков, раздвинув полотняный задник, будто из щели в пространстве и времени появится Пьеро и заговорит словами Парнока (Федор Малышев). В нем скорее угадывается молодой Вертинский, чем автор, которого одни считали прототипом, другие двойником героя: Осип Эмильевич так же вздергивал подбородок, закидывая голову, и в профиль становился похожим на экзотическую птицу.

События повести происходят в дни правления Керенского. В отличие от тех, кто впал в эйфорию от Февральской революции, Мандельштам предвидит море крови. И к концу спектакля над сценой нависнет множество таких же окровавленных рубашек, как та, что была на воришке, которого Парнок робко пытался спасти от оголтелой, жаждущей расправы толпы. На сей раз маленький человек, потомок Акакия Акакиевича и Голядкина, помещен во время куда более беспощадное, чем то, что выпало героям Гоголя и Достоевского. Авторы спектакля стараются расслышать шум времени, уловить его шорохи и шепоты.

Взявшись за очень сложную сюрреалистическую прозу, не имеющую «ни завязки, ни развязки», где «опущенные звенья» объясняют «вязку мотивов», театр не стремится ее выпрямлять и актуализировать, но заполняет пробелы стихами и размышлениями Мандельштама о театре. Однако в ходе спектакля нить в какой-то момент теряет даже подготовленная публика. Если египетскую марку начинали отпаривать, отклеивая от конверта, изображение исчезало


Другие статьи



© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100