In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Тёркин

Приречная страна

Аркадия

Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на июль
Репертуар на август
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Марина Шимадина
«Известия», 30.05.2013

В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»

Ученики мастера освоили его стиль, но пока не обрели собственного голоса

«Мастерская Петра Фоменко» продолжает проект «Пробы и ошибки», где свои силы проверяет молодое поколение театра. Из таких самостоятельных показов, придуманных Петром Наумовичем лет 10 назад, уже возникли спектакли «Он был титулярный советник», «Как жаль…», «Рыжий».

Идея взять в работу «Египетскую марку» Мандельштама — произведение, трудное даже для чтения, не то что для постановки в театре — тоже принадлежала Петру Фоменко. Решился на этот рискованный шаг стажер «Мастерской», актер Дмитрий Рудков. В программке он и обозначен не режиссером, а «ухватившимся за идею». А руководителем постановки назван нынешний руководитель театра Евгений Каменькович. 

В этом дебютном спектакле чувствуется почерк обоих мастеров. От Каменьковича тут пристрастие к сложной, нарочито несценичной литературе, где авторское слово раскладывается на несколько голосов. От Фоменко — построенная по музыкальному принципу композиция с системой повторяющихся лейтмотивов, обаятельными сценками-шутками и поэтическими вставками.

Повесть Мандельштама пролетарские писатели в свое время заклеймили как «эстетскую в самом дурном смысле», поскольку вместо связного рассказа о революционном Петербурге она предлагала обрывки впечатлений, воспоминаний и размышлений, своего рода поэзию в прозе, где лишь пунктирно намечалась фабула о некоем Парноке, мечтательном неудачнике, у которого портной отбирает за неуплату недавно сшитую визитку.

В тексте мелькают ассоциации с гоголевской «Шинелью», пушкинским «Медным всадником», повестями Достоевского. Неудивительно, что Петербург становится одним из главных героев спектакля: по всей длине сцены расставлены знаковые символы города — Медный всадник и Александрийский маяк, миниатюрная решетка Летнего сада, беседки и мосты. А между ними — бутылки, фужеры, старинные кофемолки, шкатулки и прочие безделушки из лавки старьевщика, имеющие ныне одно призвание: обозначать давно прошедшее время.

Но этот «милый Египет вещей», как называл его Мандельштам, в спектакле вдруг оживает. В рукавах развешанных на стене рубах и пальто из ателье старика-портного появляются руки и начинают наигрывать еврейскую мелодию. Толпа, ведущая на самосуд вора, превращается в мрачную процессию летящих под потолком пиджаков. Потом на их месте возникнет ряд окровавленных рубах — наглядный образ мятежного Петербурга, который «объявил себя Нероном и был так мерзок, словно ел похлебку из раздавленных мух».

Исполнитель главной роли Федор Малышев находит очень точный пластический рисунок для своего героя — «человечка в лакированных туфлях, презираемого швейцарами и женщинами», которого в школе дразнили «овцой», «лакированным копытом» и «египетской маркой»: он бегает, сгибаясь на манер вопросительного знака и звонко топоча мысами туфель. У остальных актеров (все они из числа стажеров) партии выстроены попроще, но у каждого есть свой фирменный жест или знак.

В общем, спектакль демонстрирует, что ученики Петра Фоменко отлично усвоили его уроки и успешно переняли стиль «Мастерской». Но если говорить о «пробах и ошибках», стоит уже попробовать и собственный голос.


Другие статьи



© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100