In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Тёркин

Приречная страна

Аркадия

Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на июль
Репертуар на август
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Григорий Заславский
«Независимая газета», 7.10.2013

«Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»

Призраки революционного города – вышли неожиданно на сцену

«Египетскую марку» по Мандельштаму в «Мастерской Петра Фоменко» сыграли в конце минувшего сезона. За прошедшие несколько месяцев трагедия случилась в семье художницы спектакля Александры Дашевской, выпускницы гитисовского курса Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича : она сама получила тяжелую травму, отправившись отдыхать в Италию. Впала в кому. Туда прилетел ее отец, замечательный человек и прекрасный директор театра, некоторое время тому назад он перешел из «Студии театрального искусства» в «Школу современной пьесы». Когда он вернулся в Москву, во время совещания в театре ему неожиданно стало плохо и он умер. В тот же день его дочь впервые открыла глаза в больнице в Италии. 

Спектакль мне не очень понравился, в нем, казалось, наличествовали все внешние приметы фоменковской школы и одновременно – не было почти ничего. Кроме очень выразительной сценографии, которая играла не за всех, конечно, но необыкновенно точно передавала дух мандельштамовской прерывистой прозы, его взволнованное дыхание, в прозе – как и в стихах. И захотелось вернуться и сказать об этой игре пиджаков и белых сорочек, их марше, сперва вроде «Левом…», а в финале – печальном, похоронном.

Призраки революционного города – вышли неожиданно на сцену «Мастерской Петра Фоменко», и поэтический образ – о призраках, вышедших на сцену, неожиданно поджидает в программке: о премьере «Египетской марки» в программке и на афише написано, что идея спектакля принадлежит Петру Фоменко, а дальше: ухватившийся за идею – Дмитрий Рудков, руководитель постановки – Евгений Каменькович, художник – Александра Дашевская… И – холодком по спине, от этаких астральных связей. Впрочем, что говорить, театр – конечно территория, где такие сближенья случаются. Мандельштам, известная его повесть, о которой – об этом тоже напоминают авторы спектакля, в рапповском журнале написано было, что она — «эстетская в самом дурном смысле линии литературы», ещё одна цитата снова выдает этой повести волчий билет: «Сюжет Мандельштама… необычен. В нем нет ни завязки, ни развязки», для театра ведь отсутствие того и другого – не лучшая рекомендация. Дмитрий Рудков, подхвативший идею, вернее, если верно цитировать, ухватившийся за нее, стал также и одним из авторов инсценировки, кроме того он выходит на сцену в роли ротмистра Кржижановского.

Сложно сказать, чтобы вышло у Петра Наумовича Фоменко из этой, мы так ведь и не узнаем, внятно или вскользь сформулированной театральной идеи или задумки, мечты.
Получившийся спектакль так и хочется назвать акцией, перформансом, инсталляцией с участием актеров, придумать что-то еще на стыке актуального искусства и театра. Всё дело в том, что знакомая фоменковская лёгкость, игра в одно касание, вернее, в полкасания, этакие элегантные флажелеты к этой повести Мандельштама, как мне показалось, — не самый подходящий ключ. Зато запоминаются, производят впечатление и остаются в памяти открытия, сделанные художником, Александрой Дашевской, такой фоменковской – в духе Мастера – сценографии здесь не было давно. Игривой, даже местами легкомысленной, одновременно и сложносочиненной, и воздушной, точно придуманной на лету, на бегу, на ходу, — так, отмеряя шагами, звучит мандельштамовский стих. Мандельштам – редкий русский поэт, сочетавший чеканность строки и мысли с импрессионистической прозрачностью. Точно на ногах – сапоги, и шагает по брусчатке, а верх – ну, дама, схваченная художником вполоборота, едва очерченная карандашом или тушью. И – никакого противоречия или тяни-толкайства, ничего кентаврического в таком вот противоестественном сочетании. 

Запоминается парад рубашек, белых рубашек, которые – уже не из Мандельштама, — из Бродского: проплывают и гаснут, проплывают и гаснут… Публика сидит узкой полоской, в три или четыре ряда, а перед нею – такая же длинная и узкая полоса сцены, а над головами, по рельсам на плечиках, точно в дорогой химчистке-стирке (а история-то с прачечной связана, сшита прочно – прочнее некуда!) проплывают эти самые белые рубашки, и черные «пинжаки», и вдруг одна белая рубашка задерживается, а на ней – кровавое пятно во всю грудь. Или – аппликация из пиджаков, рукавов, составляющий задник, и вдруг из пары рукавов показываются руки, и так – рождается жизнь. И – игра, так напоминающая раннего, легкокрылого поэта. Дореволюционного. Вот эта сценографическая и такая поэтическая вязь примиряет с какою-то непонятной мистической связью, обозначенной в программке, но в спектакль так и не перешедшей, в спектакле — не ощутимой. Дашевская эти связи восстанавливает заново, точно штопает намечающиеся разрывы.


Другие статьи



© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100