In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Тёркин

Приречная страна

Аркадия

Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на июль
Репертуар на август
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Юлия Зу
«Musecube», 19.09.2023

«Послушайте!»: «Фоменки» о Маяковском

Все творцы делятся на два типа. Одни могут существовать вне времени и пространства, оставаясь нейтральными. А другие – не могут жить без своей эпохи. Они не просто отражают ее суть, они и есть – сама эпоха. Они сами создают ее своим творчеством, просто своим существованием. Именно ко вторым относится Владимир Маяковский. 

2023 год ознаменован юбилеем великого поэта, революционера, творца, впрочем, просто культурного явления под названием «Маяковский». В «Мастерской Петра Фоменко» подготовили кажущийся поначалу программным, но разворачивающийся в живую исповедь спектакль-посвящение поэту.

Сообразили, что называется, на троих. Коротко, хлестко, громко и всего на час с небольшим времени. Режиссер спектакля – Федор Малышев — играет в постановке роль тапера на почти препарированном пианино. Музыка в спектакле, точнее будет сказать, звук, занимает отдельное место. Это искусное обращение зрительского внимания к тому, насколько, оказывается, Маяковский-громадина музыкален, ритмичен, раскатист. Тапер буквально вынимает из пианино животные, космические порой звуки, он ведет этот спектакль, как Свиридов вел революционеров под «Время вперед», не оставляя, впрочем, ни единого шанса остаться Маяковскому в тени.

Это не чтецкий спектакль, несмотря на то, что слово – главный инструмент поэта, а, скорее, режиссерский. При этом зрителю не дают захлебнуться в оригинальности бессмысленных мизансцен: все на своих местах и придумано точно, в футуристическом ключе. Абсолютно фантастически в постановке работает свет, то резкий, то нежный, как «облако в штанах».

На сцене диалог двух Маяковских в исполнении Анатолия Анциферова и Павла Яковлева. Да, Маяковский один, но именно в таком диалоге с самим собой раскрывается внутренняя драма. Моноспектакль для такой формы был бы неправильным решением, в этой актерской перекличке и есть та самая динамика авангардных двадцатых. Тем более, что два актера могут примерять на себя маски других личностей эпохи – так здесь окажется и Лиля Брик, и Давид Бурлюк, и даже сам товарищ Ленин. Причем перевоплощения эти настолько естественные, практически незаметные и легкие, без замешательств, в строжайшей динамике – своеобразный отблеск всей фоменковской школы в казалось бы таком несвойственном этому театру материале.

Несвойственном – почему? Наверное, из-за кажущейся поначалу скупой сценографии. Перед нами сцена-коробка, на заднике — экран. Только спустя некоторое время понимаешь, что это мы в синематографе. Там мелькнут титры, появятся кадры хроники – это все в духе времени под названием «Маяковский».

И все же не только поэтом предстает перед нами автор, но и живым человеком. Который, правда, совершенно не мог существовать вне слова.

Я – поэт
Этим и интересен.
Об этом и пишу.
Об остальном – только если это отстоялось словом.


А когда в финале (внимание: всем известный спойлер) раздастся выстрел, и в нашем синематографе погаснет свет, мы услышим голос самого Маяковского, который чувствуется, как его личное и одобрительное присутствие. 

Источник: Musecube


Другие статьи



© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100