|
Сергей Конаев «Ведомости», 1.12.2006 Учитель словесностиПроза Михаила Шишкина и театр — вещи несовместные? В «Мастерской П. Фоменко» доказали, что это не такНедавнюю премьеру «Мастерской П. Фоменко» — спектакль «Самое важное» по роману Михаила Шишкина «Венерин волос» (только что получившему премию «Большая книга») — уже сегодня можно назвать одним из самых значимых событий этого театрального сезона. О том, почему он решил взяться за столь непривычную для сцены книжку, «Пятнице» рассказал режиссер Евгений Каменькович.
— От кого вы впервые узнали, что Михаил Шишкин — писатель, достойный внимания?
— От Олега Павловича Табакова — он один из немногих руководителей театров, кто дотошно изучает современную литературу. Но я ему не поверил. А потом прочитал интервью Шишкина, которое мне жутко понравилось. У него очень оригинальный, четкий взгляд — на литературу, на искусство. Я его все время сравниваю с хорошим школьным учителем. Узнав, что в число любимых писателей Шишкина входит Саша Соколов, тут же перестал сомневаться, прочитал все, что смог достать, и решил ставить, только вот долго не мог понять, что именно — «Взятие Измаила» или «Венерин волос»? Целое лето мучился, как Буриданов осел. Но, поскольку в «Венерином волосе» в финале читателю оставлена надежда, это помогло сделать окончательный выбор.
— Долго автора уговаривали?
— Автор — великий дипломат. Когда мы попросили у него разрешения на постановку, он ответил: «Да ставьте, конечно? а как это можно поставить?» Сейчас выяснилось, что на самом деле он был в ужасе. Он думал, что мы возьмем какой-то один микромотив и на нем сделаем вольное театральное сочинение. Но я с самого начала понимал, что надо постараться вместить как можно больше линий, ведь прелесть «Венерина волоса» в его полифоничности, правда? Сердце кровью обливается, сколько отрепетированного материала пришлось вырезать.
Я даже хотел, чтобы зритель хотя бы в программке, стилизованной под черновик письма, прочитал небольшие шишкинские притчи, выпавшие из спектакля. Получилось нечитабельно, но Шишкину я единственный экземпляр такой программки подарил, и он оценил выбор историй. Историю с лодкой, которую заключенный нацарапал на стене изолятора и уплыл в ней, мы, наверное, вернем в спектакль. Она одна из основополагающих.
— В интервью Шишкин настаивает, что традиционных отдельных сюжетных линий, которые можно изъять из романа, он не пишет.
— После спектакля он проговорился, что пишет. Но едва линия становится понятной, он так этого пугается, что сразу начинает писать непонятно, уходит в сторону. Кстати, Петр Наумович Фоменко, который вообще очень эту идею поддерживал, просил, чтобы мы не запутывали еще больше. Он честно говорил: «Я не понимаю, а кто это такой? А где происходит действие? А почему вы экран не используете для подсказки?»
— Я не могу вспомнить случая, чтобы автор — притом действительно крупный прозаик — после спектакля брал слово, чтобы поблагодарить театр, как это сделал Михаил Шишкин после «Самого важного».
— Когда эйфория прошла, я все пытался добиться от него замечаний, но он их не хотел делать. Вообще Шишкин считает, что темные стороны «Венериного волоса» мы волей-неволей смягчили — сделали с иронией, юмором. Он считает, что в романе свет и тьма уравновешены, что ли. Но это признание я вытянул из него клещами.
Другие статьи- Старший сын, Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «Не потеряйтесь!», Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Арденский лес Петра Фоменко, Алла Шевелева, Анастасия Иванова, Лариса Каневская, «Станиславский № 23», 09.2008
- «Во всем виноват Табаков», Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной», Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- «У нас гораздо больше разговаривают и дискутируют, нежели делом занимаются», Артур Соломонов, «Новое время (The new times)», 26.03.2007
- Вожатый, Алла Шендерова, «Настроение», 03.2007
- Всем поклон, С. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Самое важное, Елена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Учитель словесности, Сергей Конаев, «Ведомости», 1.12.2006
- Игра в игру, Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачут, Марина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмач, Галина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизни, Алла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд, «Итоги», 20.11.2006
- Лучшая литература, Маргарита Удовиченко, «Финанс № 45 (182)», 20.11.2006
- Жизненно важное, Алена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности перевода, Алексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный рай, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули время, Глеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касание, Дина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Самое важное, Кристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Взрослые игры, Татьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
|