In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Тёркин

Приречная страна

Аркадия

Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на июль
Репертуар на август
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Дмитрий Быков
«GQ», 11.11.2015

Один длинный, один короткий

«Дилетант» посмотрел самый продолжительный и самый компактный спектакли уходящего год

По совести говоря, участвовать в главном театральном марафоне года – почти десятичасовой постановке «Стойкий принцип» Бориса Юхананова в «Электротеатре» – «Дилетант» побоялся. Это заядлых театралов хлебом не корми, подавай только зрелищ и катарсисов. А мне некогда: дома сериалы не смотрены, в барах коктейли не питы. Поэтому о целом судить приходится по части – жалкому четырехчасовому фрагменту, так что о какой объективности можно говорить? Одно слово – дилетантизм. Или дилетантство? Ну, вы поняли.

Зато спектакль «Смешной человек» Федора Малышева в «Мастерской Петра Фоменко» заканчивается быстрей, чем я в субботу утром успеваю вспомнить свое имя – всего за 40 минут.

Столь разительное несходство хронометража само подсказало идею сравнить две эти постановки, чего иной умный человек, пожалуй, делать бы не стал. Ну и дурак он.

СЮЖЕТ

И там, и тут в основе – классика.

Юхананов взялся за «Стойкого принца» испанского драматурга Кольдерона. Это пьеса XVII века с путаной фабулой, пересказывать которую смысла нет, потому как режиссеру от автора нужны были не столько действие и герои, сколько текстовая масса, булькающая, журчащая, то тающая, то вновь обрушивающаяся на зал.

Федор же обратился к Федору – Малышев к Достоевскому. Тут не столько сюжет, сколько почти дословное воспроизведение монолога из «Сна смешного человека», одного из самых экстатически-мистических рассказов угрюмого писателя.

ПОСТАНОВКА

Скучать вам не дадут.

Режиссер Юхананов действует с привычным мегаломанским размахом. Просторный зал «Электротеатра» превращается в грандиозную лабораторию, где ставятся человеческие опыты над зрителями. Одна и та же речевая фигура повторяется многократно разными героями (а всего в спектакле занято полсотни человек). Кто-то голый, кто-то в костюме гестаповца, кто-то вдруг запел, а кто-то – забился в нижнем брейке.

В уютном зале старой сцены «Мастерской Фоменко» дела обстоят куда скромней. «Смешной человек» – фактически моноспектакль, где актер-постановщик в метре от немногих зрителей в одиночку управляется со светом, телом и звуком. И делает это виртуозно, каждым отточенным жестом, каждым сверкающим взглядом воссоздавая нервическую энергетику произведения. 

СМЕРТЬ

Оба спектакля связаны с курносой.

Действие «Стойкого принципа», по замыслу автора, происходит на кладбище. Герои постоянно мрут, но это не мешает им действовать дальше, хотя и в ином, порою жутковатом, обличье. На больших овальных экранах бегут имена людей, объединенных лишь одним – все они мертвы. По сцене порхают ангелы, скачут демоны и призраки.

Герой Малышева тоже умер. Ну, как умер – ему приснилось, что он покончил с собой. А потом ожил. Ну или не ожил, а как-то преобразился. Главное, что после всего вы чувствуете себя преображенным и максимально живым.


Другие статьи



© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100