In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на август
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Дмитрий Быков
«GQ», 11.11.2015

Один длинный, один короткий

«Дилетант» посмотрел самый продолжительный и самый компактный спектакли уходящего год

По совести говоря, участвовать в главном театральном марафоне года – почти десятичасовой постановке «Стойкий принцип» Бориса Юхананова в «Электротеатре» – «Дилетант» побоялся. Это заядлых театралов хлебом не корми, подавай только зрелищ и катарсисов. А мне некогда: дома сериалы не смотрены, в барах коктейли не питы. Поэтому о целом судить приходится по части – жалкому четырехчасовому фрагменту, так что о какой объективности можно говорить? Одно слово – дилетантизм. Или дилетантство? Ну, вы поняли.

Зато спектакль «Смешной человек» Федора Малышева в «Мастерской Петра Фоменко» заканчивается быстрей, чем я в субботу утром успеваю вспомнить свое имя – всего за 40 минут.

Столь разительное несходство хронометража само подсказало идею сравнить две эти постановки, чего иной умный человек, пожалуй, делать бы не стал. Ну и дурак он.

СЮЖЕТ

И там, и тут в основе – классика.

Юхананов взялся за «Стойкого принца» испанского драматурга Кольдерона. Это пьеса XVII века с путаной фабулой, пересказывать которую смысла нет, потому как режиссеру от автора нужны были не столько действие и герои, сколько текстовая масса, булькающая, журчащая, то тающая, то вновь обрушивающаяся на зал.

Федор же обратился к Федору – Малышев к Достоевскому. Тут не столько сюжет, сколько почти дословное воспроизведение монолога из «Сна смешного человека», одного из самых экстатически-мистических рассказов угрюмого писателя.

ПОСТАНОВКА

Скучать вам не дадут.

Режиссер Юхананов действует с привычным мегаломанским размахом. Просторный зал «Электротеатра» превращается в грандиозную лабораторию, где ставятся человеческие опыты над зрителями. Одна и та же речевая фигура повторяется многократно разными героями (а всего в спектакле занято полсотни человек). Кто-то голый, кто-то в костюме гестаповца, кто-то вдруг запел, а кто-то – забился в нижнем брейке.

В уютном зале старой сцены «Мастерской Фоменко» дела обстоят куда скромней. «Смешной человек» – фактически моноспектакль, где актер-постановщик в метре от немногих зрителей в одиночку управляется со светом, телом и звуком. И делает это виртуозно, каждым отточенным жестом, каждым сверкающим взглядом воссоздавая нервическую энергетику произведения. 

СМЕРТЬ

Оба спектакля связаны с курносой.

Действие «Стойкого принципа», по замыслу автора, происходит на кладбище. Герои постоянно мрут, но это не мешает им действовать дальше, хотя и в ином, порою жутковатом, обличье. На больших овальных экранах бегут имена людей, объединенных лишь одним – все они мертвы. По сцене порхают ангелы, скачут демоны и призраки.

Герой Малышева тоже умер. Ну, как умер – ему приснилось, что он покончил с собой. А потом ожил. Ну или не ожил, а как-то преобразился. Главное, что после всего вы чувствуете себя преображенным и максимально живым.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79


© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100