In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на август
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Смородинова
«Эксперт», 26.11.2015

Самоистязание Достоевским

Мы сидим с приятелем-критиком в кофейне и решаем ребус: почему актерам и режиссерам так хочется понять Достоевского. А не, например, современного Павла Пряжко. «Ну скажи мне, — говорит друг, — зачем им именно Достоевский?» Повод для размышлений — спектакль «Смешной человек», который (угадайте по какому автору) в Мастерской Петра Фоменко взял и самостоятельно поставил молодой актер Федор Малышев. Тут стоит заметить две вещи. Первая: Федор — один из самых ярких новых фоменок, играет главные роли в «Даре» по Набокову, «Русском человеке на рандеву» по Тургеневу и «Современной идиллии» по Салтыкову-Щедрину. Вторая: в «Мастерской» есть традиция — каждый актер может попробовать поработать с любым материалом, и, если попытка окажется удачной, работа из серии «Проб и ошибок» окажется в репертуаре. Так моноспектакль Малышева оказался в афише знаменитой «Мастерской».

Сказать, что повезло, нечестно. Потому что «повезло» — неправильное слово относительно того, насколько отважно и самозабвенно Федор Малышев играет смешного человека, как честно, до выступающих на лбу сосудов, погружается в инфернально-нервическую атмосферу Федора Михайловича. Путь от желания застрелиться и способности прогнать маленькую девочку, попросившую о помощи в начале до проповеднического «Это же просто — люби других больше самого себя» смешной человек-Малышев проходит через сон, в котором он сначала умирает, а потом оказывается на некой планете, где живет любовь и счастье. Впрочем, смешному человеку удается разобраться с этой ненормальной гармонией: сначала он развращает жителей планеты, а потом раскаивается и просит распять его. Жители протестуют и обещают поместить человека в сумасшедший дом. Сон заканчивается прозрением.

Малышев перемещается по тексту фантастического рассказа Достоевского так же, как его герой в финале — босыми ногами по стеклу. Осколки разбитого бокала — для персонажа, оголенные нервы — для актера. «Бесы» — группа, придуманная Федором Малышевым для этого «концертаданеконцерта» (так жанр спектакля определяет его автор) звучит ненавязчиво-зловеще. Никакого спора с Достоевским, никакой попытки выстроить зазор между собой и смешным человеком. Добровольное самоистязание — и при этом очень русское. Видимо, не может загадочная русская душа без страданий. А значит, и без Федора Михайловича.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79


© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100