In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на апрель
Репертуар на май
Репертуар на июнь
Репертуар на июль
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Зоя Ерошок
«Новая газета», 3.02.2016

Для любви нужна любовь

Про Петра Фоменко и его театр, который не храм, а «душевная польза» и радость, который ищет не истину, а «возможность движения», творит внезапность, учит быть «не внешним», подстраивае

(Продолжение. Начало в «Новой», № 2 от 13.01.2016)

Во время бомбежки его взрывной волной выбросило из окна в сугроб.

А рядом — получеловек.

С оторванными ногами и половиной туловища.

Он хрипел: «Мальчик, добей!»

От взрывной волны была контузия. И Фоменко любил повторять: «А-а, мне все можно! Я — контуженный!»

Война началась — ему восемь. Тринадцатого июля сорок первого исполнилось девять. Друзья говорили: Петя пережил войну, не видя войны, окруженный заботой мамы и няни, со скрипочкой в руках.

А он настаивал: война стала для него первым моментом в жизни, когда возникло «много вопросов по сути, и они были ближе всего к истине».



Вот, например, те три дня в Москве: шестнадцатое, семнадцатое, восемнадцатое октября сорок первого.

Москва тогда затихла, не ясно было, чей это город, и только пепел летел: в учреждениях на Лубянке жгли документы и почему-то разбивали пишущие машинки.

Как раз шестнадцатого они с мамой шли со склада, где «выбросили» отруби, и несли по полмешка отрубей себе на жизнь. И вдруг полетел тот пепел с Лубянки.

А на встрече со зрителями в Музее Ермоловой — сама слышала, «из первых уст»:

«Помню ночь глухую, ноябрьскую. Сорок первого года. (Пауза.) По Москве гнали скот. (Пауза.) А перед этим выпал снег. Такой сырой, мокрый, но обильный. (Пауза.) И вот по Калужской площади, ныне Октябрьской, с юга, с Калужской области, через Москву гнали скот. Который еще можно было гнать. (Пауза.) И после на снегу оставалось кроваво-желтое месиво — от мочи и от того, что скот в кровь сбил себе все ноги».

Странно, моя подруга, которая тоже была на той встрече, уверена: речь шла о коровах, а мне кажется — о лошадях. Потом в «Театральной жизни» нашла эту цитату и там: скот.

Фоменко говорил тихо, медленно, почти по складам; и эта фраза, выделенная интонационно: «…который еще можно было гнать», или про сбитые в кровь все ноги, не копыта, а именно ноги…

…девятилетнее дите со скрипочкой, стоящее (одиноко? в толпе?) в ночь, в снег на Калужской площади, а мимо гонят усталых, измученных, ничего не понимающих то ли коров, то ли лошадей, ну да, скот…такая вот его война…



«На всю оставшуюся жизнь» — фильм о войне, ни в одном кадре которого войны нет. Не бегают войска, не ползут танки, не стреляют орудия, ничто не взрывается. Почти домашняя история. Про взгляды и чувства.

Все актеры прекрасны в этом фильме, но, когда я смотрю в лицо божественного Алексея Эйбоженко или в лицо дивной, изумительной Людмилы Арининой… Что значит: с лица воду не пить?!. Еще как пить, когда такие лица! (Фоменко очень любил Эйбоженко. «Молился на него как на актера и как на человека», — сказала мне жена Петра Наумовича. А об Арининой говорил: «Наша Модильяни»).

NB. В фильме комиссар (Алексей Эйбоженко) кричит на построении: «Мы все были братья и сестры милосердия!» Последнее слово — самое ударное, его сразу «выцепляешь». Суперважное добавление к речи упыря, которую тот произнес по радио в начале войны, обращаясь к нации. «Братья и сестры!» — сказал тогда Сталин, и я до сих пор слышу, даже от либералов: мол, проняло, заговорил по-человечески.

О нет. Одно дело — «братья и сестры», и совсем другое — «братья и сестры милосердия». Можно и по преступлению быть братьями и сестрами, да?

Людмила Михайловна Аринина как-то рассказывала: «Снималась наша сцена в вагоне, и вдруг Петр Наумович увидел на стене портрет Сталина. Петр Наумович сорвал портрет, топал ногами: „Я собрал группу, которая, как мне казалось, мыслит, как я!“ И убежал. Мы нашли его на улице — он сидел под кустом и плакал».

Или вот: намучавшись без работы в Москве и Питере, Фоменко уехал в Тбилиси, и в Театре Грибоедова, на банкете после спектакля, в ответ на призыв тамады: «Я предлагаю тост за мудрейшего из мудрых, за товарища Сталина! А если кто откажется, клянусь мамой, я выпрыгну из окна!» — поставил рюмку на стол и сказал тамаде: «Прыгай, тра-та-та».

Тамада заметался, рвался одновременно и драться, и карабкаться на подоконник, чтобы выполнить свою угрозу, их разнимали.

И все это время Фоменко смотрел тамаде прямо в глаза, точнее в переносицу. Этому взгляду мальчика со скрипочкой научила в войну московская подворотня. Он не раз рассказывал: «Чтобы выдержать взгляд, надо смотреть другому в переносицу. Другой не сдюжит и отведет глаза».

И тамада не сдюжил. Поостыв, сдался и сказал самым миролюбивым тоном: «Хрен с ним, со Сталиным! Выпьем за Петра Первого!»

С этим тостом — особенно, что касается первой его части: «Хрен с ним, со Сталиным!» — Фоменко не мог не согласиться. И с огромным удовольствием выпил. 



Два года назад я брала интервью у Юлия Черсановича Кима, и мы часа, наверное, три проговорили только о Петре Наумовиче Фоменко.

«Когда-то Анатоль Франс сказал, что человечество заслуживает иронии и сострадания. Вот формула Пети очень близка к этому, только я еще добавляю: и любви. Потому что он был не только жизнелюбивым, он был в высшей степени человеколюбивым мастером. Без всякой сусальности. Без всяких иллюзий. 

Очень любил выражение „Энергия заблуждения“. Легко видел человеческие слабости. Которые особенно заметны во время человеческих увлечений. И всегда и все у него было в пользу человека. Я не помню ни одного фоменковского злодея, который был бы злодеем изначально, нет, обязательно что-то человеческое с ним происходило.

Вот „Калигула“, которого гениально сыграл Олег Меньшиков. Я четыре раза ходил на этот спектакль. И каждый раз выходил потрясенный Петиным мастерством. Потому что Калигула, конечно, полная сволочь, но Петя находил в нем человека не просто злобного, порочного, испорченного жизнью, славой, но и еще какого-то незащищенного мальчика.

Я помню, как после очередного своего злодейства, которое он произвел над женой сенатора, Калигула вышел из спальни со штанами, спущенными до полу. И он шел в них, как в тряпочных кандалах, и это было жутко смешно, и цинизм в этом был, и злоба, и какая-то беспомощность. Вот! Петя так мастерски умел это замечать — человеческие слабости, оговорки…»

Ким и Фоменко познакомились в пятьдесят четвертом. Ким только поступил в педагогический институт, а Фоменко учился на последнем курсе. Это было уже после того, как его, хулиганствующего элемента, выгнали из Школы-студии МХАТ. Для Юлия Черсановича и это — повод погордиться другом: «Петю с треском оттуда поперли, потому что он был озорной, свободный, независимый».

В педагогическом Фоменко незаменим как создатель студенческих обозрений, так тогда называли капустники. Это были самые настоящие спектакли, мотор их — Фоменко, как и его великие друзья-однокурсники, три Юрия: Ряшенцев, Визбор, Коваль. Но Фоменко еще и режиссер этих обозрений, и блистает там как актер.



Музыкальная комедия по канве ранней пьесы Шекспира «Как вам это понравится» под названием «Сказка Арденнского леса» идет сейчас в «Мастерской Петра Фоменко». А создан этот спектакль на молодом кураже Кимом и Фоменко 47 лет назад. Для Театра на Малой Бронной.

От пьесы Шекспира почти ничего не осталось (Фоменко с Кимом ее нещадно сократили, из тридцати с лишним персонажей оставив четырнадцать), зато вошло аж пятнадцать кимовских песен. После шести представлений спектакль сняли с репертуара. Но параллельно с Малой Бронной пьеса репетировалась в студенческом театре при МГУ на Ленгорах, которым руководил Петр Фоменко. Только премьера была не на Ленгорах, а на Моховой.

Народу набилось до отказа. И какого народу! Кроме маленькой группы родственников зал разделился на две части: цвет московских антисоветчиков и диссидентов во главе с Петром Якиром и Натальей Горбаневской и отряд лубянских следователей и оперативников из числа студентов МГУ и МВТУ. 

Начался спектакль. Все смеялись и аплодировали. Даже лубянские расслабились и похлопывали, и похихикивали.

А на другой день вождь университетских коммунистов Ягодкин сорвался с цепи: усмотрел с подачи главарей КГБ в сюите идеологическую диверсию и антисоветскую агитацию. Спектакль тотчас же запретили. Театр на Ленгорах закрыли. Директора клуба МГУ сняли с работы.

Уходя, Фоменко скажет, кажется, тому же Ягодкину: «Мне никогда не понравится то, что нравится вам».



В июле шестьдесят восьмого Ким со своим тестем Петром Якиром и с Фоменко поедут в Крым.

И вот там однажды при луне оба Пети — Якир и Фоменко, — знавшие всего Вертинского наизусть, будут петь его песни, не прерываясь, целую ночь, вполголоса и так проникновенно, так красиво, как бывает только раз в жизни, и повторить это уже не получится никогда.

В Чехословакию наши войска войдут через месяц.

До ареста Петра Якира остается четыре года.



«Когда КГБ арестовал Якира, силы его внутреннего сопротивления и внутреннего резерва были уже израсходованы. И первое, что сказал Якир, когда его привезли в изолятор „Лефортово“: „Я буду давать показания. Только не трогайте мою дочь. Она беременна“, — рассказывал мне Ким. 

Многие из-за покаяния Якира по сей день его ненавидят. А у Кима вместо ненависти — жалость.

„Спрос не с тех, кто сломался, а с тех, кто ломал“, — говорит Ким. 

Фоменко был с ним согласен. И категорически отказывался — хоть на мгновение — выводить на сцену Сталина. Ему ведь надо было любить своих персонажей. Всех. Даже Калигулу.

Главный фоменковский вопрос, как только начинал репетировать: „Кто кого любит?“ И если нет любви — ему неинтересно. Или он начинал ее придумывать.

Максимы Петра Наумовича ФОМЕНКО

1. Я боюсь успеха, который дезориентирует. Нужен провал. Провал — это необходимая вещь. Без него невозможно.

2. Премьера — недоразумение, главное — репетировать.

3. Обо мне говорят, что я нафталин. Это не оскорбление, когда вокруг столько моли.

4. Не стоит стараться идти в ногу со временем, соревноваться, бояться оказаться не в центре внимания. Надо уметь умыкаться. Просто заниматься своим делом.

5. Гений проявляется в самоограничении. 

6. Романс поется в даль.

7. Если часто повторять „люблю“, то между „люблю“ и „блюю“ не будет разницы.

8. Любую роль надо проплакать.

9. Если хочешь убыстрить — удлини.

10. Вскрытие покажет, кто чей учитель, а кто — чей ученик. 

Он писал ей в письмах: „Моя прекрасная дама“.

Она да, прекрасна. И прям дама, дама!

Майя Андреевна Тупикова.



„Первые десять лет романа мы не были женаты. А в семьдесят пятом поженились. Ни он, ни я не поднимали этого вопроса никогда. Но директор нашего Театра Комедии страшно мучился, когда мы ездили на гастроли, потому что гостиницы, надо штамп в паспорте…Ну мы и решили, чтоб не мучить его, — расписаться. И как-то вечерком, между репетицией и спектаклем, забежали на Невском в ЗАГС. Такие уже потертые…(Смеется.) Да, смешно было, когда нас на полном серьезе спросили: согласны ли мы…

Кстати, о согласии. Перед тем, как идти в ЗАГС, он скорчил некоторую гримасу…И я ему сказала: ровно в тот момент, когда захочешь со мной развестись, ты не будешь иметь никаких препятствий с моей стороны, можешь сразу подавать заявление, я дам согласие. На что он сказал: „Не говори глупостей“.



К сорокалетию революции решили поставить в Ленинграде „Мистерию-Буфф“ Маяковского. И Игорь Владимиров пригласил для этого дела Петра Фоменко в свой театр.

Она жила в Питере, он в Москве, приезжали, конечно, друг к другу, но очень хотелось не расставаться вовсе.

„И вот Владимиров предложил ему поставить „Мистерию-Буфф“. Это было такое счастье, мы могли бы какое-то время быть вместе в Ленинграде. И он начал работать. И все было замечательно, работа шла, артисты в восторге, на предварительной сдаче, ну такой для своих, для пап и мам, я была и видела: гениальный получился спектакль. А на следующий день сдача без публики, с официальными лицами, из Комитета культуры, из обкома партии. Господи, сколько мы насмотрелись официальных лиц! Эти лица, по-моему, никогда не изменяли своего выражения, они во всех проявлениях одинаковы, похожи друг на друга… строгим выражением безразличия. Короче, был разнос, недопущение, и все на этом кончилось. Спектакль закрыли до премьеры. Он уехал в Москву“.



Через тридцать семь лет в интервью газете „Невское время“ Петр Фоменко вспоминал: „После первой сдачи спектакля „Мистерия-Буфф“ один из чиновников мне сказал: „У вас вещей с собой много? Нет? Так собирайтесь и уезжайте. Дальше будет хуже“. „Мистерия“ сдавалась пять раз. Перед последней сдачей с ищейками проверяли, чтобы никто из посторонних в зал не пробрался. Конечно, спектакль закрыли. А он мог бы год еще идти ежедневно при полных залах. Он был обречен на скандальный успех. А уехать мне все-таки пришлось — причем разодранным в клочья“.



И опять Майя Андреевна и Петр Наумович стали друг к другу ездить.

„Но уже и в Москве ему ничего не предлагали, и, хотя и в Ленинграде все было совершенно глухо, он переехал ко мне, потому что в Москве стало совсем невмоготу. И вот он живет у меня. А я в это время очень насыщенно работаю, утром у меня радио, тогда в прямом эфире шли детские передачи, это был какой-никакой дополнительный заработок, потом репетиции в Театре Комедии, потом бегу на телевидение, тоже все в прямом эфире, потом спектакль. А он целый день сидит и ждет меня дома, читает. И вот я уже после спектакля забегаю в Елисеевский — сначала в кулинарный отдел, там были разные очень вкусные штучки: такие валаваны с курочкой, перепела, рябчики, форшмак, селедочное масло, маслинки, и все не очень дорого, и я набираю эти деликатесы совсем понемножку и бегу покупать коньячок или вино и еще какие-то фрукты. (Смеется.) Ну набираю и бегу на троллейбус, несусь домой, на свою 10-ю Советскую…Знаю, знаю, меня там ждет голодный истомившийся мужичок. И такие были у нас незабываемые вечера! Вот когда он не работал — это самое замечательное время! Потому что голова его не занята спектаклем, ничто не отвлекает, все сосредотачивается только на наших чувствах и отношениях. (Смеется.)“



Ой, не валаваны то были. Любовь.

Театровед Инна Соловьева, чьи рецензии я читаю с восхищением, напишет о фоменковских „Трех сестрах“: „…может, это лишь послышалось, возникло не на сцене, а где-то рядом… нежность к быту, тяга и доверие к „семейному счастью“, к ценностям жилого дома и ко всему, что здесь надышано…“

Ну да, в Питере, за тридцать пять лет до фоменковской премьеры „Трех сестер“ все уже возникло, надышалось и намолилось — и эта нежность к быту, и эти тяга и доверие к „семейному счастью“, к ценностям жилого дома на 10-й Советской улице, куда Майя Андреевна мчалась после спектакля с валаванами; кстати, что такое валаваны, надо посмотреть в интернете.



А как-то она пришла в свой Театр Комедии, заглянула в литературный отдел, а там девочки такие унылые сидят. („И они мне говорят: вот Арбузов дал пьесу театру, театр взял, обещал поставить, а ставить некому, уже выпускать надо, все сроки вышли, а режиссера нет… Я говорю: а у меня есть, сидит дома очень безработный режиссер, ждет, когда я приду. „Кто это?“ — удивились девочки. Говорю: Фоменко. Ну они знали эту фамилию, конечно. „Как? Не может быть!“ Побежали к завлиту: „Нам бы Фоменко! Он сидит безработный у Майи на квартире“. Завлит побежал к Голикову, главному режиссеру. Тот тоже загорелся. Но к кому идти? Вспомнил Голиков, что учился когда-то в университете с тогдашним зав. отделом культуры обкома партии. Записался на аудиенцию, стал просить, а тот: нет! нет! нет! Вычеркните эту фамилию! Ну один спектакль, никакой политики, просил Голиков. Один спектакль поставит — и все! Все-таки он хороший режиссер… Мы пропадаем! Арбузов может выставить претензии, расторгнуть договор. Ну ладно, на один спектакль можно…“)

И приносит она домой пьесу „Этот милый старый дом“ и говорит: Петенька, если ты прочтешь и захочешь поставить в нашем театре, то такая возможность есть…

„И он начал работать. О, это был процесс, который завораживал! Первый его спектакль, когда я видела сам процесс, как он работал… Потом прогон перед сдачей. Всем всё очень понравилось. И вот идем с ним после прогона пешком домой, и он меня вдруг останавливает, поворачивает к себе и абсолютно на полном серьезе говорит: „Давай посмотрим друг другу в глаза и скажем, что ничего не получилось. Это — провал!“ Я тогда очень удивилась. Какой провал? Все ведь замечательно. А потом привыкла. Потому что „Это — провал!“ происходило неизменно перед каждым показом. Перед каждой премьерой. Перед каждой сдачей. До самого конца его жизни“.

У Бродского: „Если ты банкир или пилот, ты знаешь, что, набравшись опыта, ты можешь более или менее рассчитывать на прибыль или мягкую посадку. В писательском же деле наживаешь не опыт, а неуверенность. Каковая есть другое лишь название для ремесла. В этой области, где навык губит дело, понятия отрочества и зрелости мешаются, и наиболее частое состояние души — паника“.

Поменяйте „писательское“ дело на „режиссерское“ — и будет вам Фоменко.



И вот — премьера. Событие на весь город!

„Из этой вроде бы и не очень пьесы он сделал такую сказку о любви! Он туда включил песни Соломона. Главные герои лежали на двух лестницах чуть ли не вниз головой и декламировали эту Песню Любви. Звучала замечательная музыка „Грезы любви“. И когда герои встречались там наверху, под небесами, диалог шел на расстоянии не просто вытянутой руки… А его рука, которая должна была погладить по голове ее, эта рука, удлиняясь до бесконечности, вытягивалась через все расстояния и возвращалась назад. Вот он придумал такой трюк — очень смешной и трогательный. Я сидела, смотрела и к концу спектакля была уже вся мокрая от слез“.



И после долгой паузы: „Знаете, Москва, „фоменки“, „Мастерская“ — все это случилось с ним, когда ему было уже за шестьдесят. А мы познакомились в его тридцать три. И за все время нашей жизни, за те сорок семь лет, что были вместе, я знала трех очень разных Фоменко.

В самом начале наших отношений мучилась страшно. Он очень любил выпивать. Выпивал из-за того, что все не складывалось. А в тот наш первый период жизни у него все как-то совсем уж плохо складывалось. Столько было переживаний, столько отчаяния, беды, горя, безденежья …И он не всегда мог владеть собой тогда. „Владение собой“ пришло к нему позднее“.



— Что же помогало вам? Любовь или терпение? — осторожно спрашиваю я.

Она отвечает сразу:

— Я его любила безумно.

(Продолжение следует)


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79


© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100