In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на апрель
Репертуар на май
Репертуар на июнь
Репертуар на июль
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Вячеслав Суриков
«Эксперт», 30.05.2016

Мир по Брехту

Актриса, которую всегда хочется видеть на сцене и на киноэкране в образе подчеркнуто хрупких героинь, в спектакле Кирилла Вытоптова преображается в женщину, умеющую выживать в любых обстоятельствах и готовую за это платить требуемую цену. Классический персонаж, которому приходится совершать выбор один хуже другого, в исполнении Полины Кутеповой осознает свою жизнь как противостояние целому миру. Она раз за разом вступает в схватку, и каждый раз ей кажется, что она близка к победе, но рок всегда оказывается слишком изощрен: в последний момент в защитной оболочке обнаруживается уязвимое место и та рушится. Мамаша Кураж находит в себе силы выйти на очередной круг своей судьбы с ничтожным запасом иллюзий – заранее ожидая новых потерь – и в конце концов испивает чашу до дна. Проходя этот путь в течение нескольких сценических часов, Полина Кутепова позволяет себе минимум внешних эффектов. Мы видим жизнь, протекающую внутри, и оказываемся едва ли не в сердцевине ада.
Полина Кутепова входит в золотой состав Мастерской Петра Фоменко. Она училась на том самом курсе, из которого впоследствии и возник театр. Очень рано начала сниматься в кино. Сыграла главные роли в двух фильмах Георгия Данелии: «Настя» и «Орел и решка». Ее актерская работа в сериале «Пелагия и белый бульдог» была отмечена «Золотым орлом» за лучшую женскую роль на телевидении. За исполнение роли Молли Блум в спектакле «Улисс» она получила «Золотую маску» в номинации «Лучшая женская роль».

– В какой степени образ мамаши Кураж стал новым актерским опытом для вас?
– Безусловно, это новый актерский опыт. Я определяю его для себя как эксперимент, потому что Брехт на русской сцене так или иначе является экспериментом. Он не вписывается в русскую психологическую театральную школу. Это совершенно другая драматургия, которую надо открывать другим ключом. Новизна заключается еще и в том, что к нам пришел молодой режиссер Кирилл Вытоптов, который никогда с нами не работал. Для нашего театра это серьезный поступок, потому что, как правило, в театр очень редко приходят режиссеры со стороны. И это как раз тот самый редкий случай. Что же касается самой роли, то для меня любая роль – это новость. Тем более мамаша Кураж. Если бы мне кто-то сказал, что я когда-нибудь буду играть мамашу Кураж, я бы сильно удивилась. Год назад я и подумать об этом не могла. Для меня это было очень неожиданно.

– В какой момент вы поверили в режиссерский замысел?
– Это было непросто, поскольку существует театр Фоменко – с определенной стилистикой, театральным языком, со сложившимся образом существования. В этом случае оказалось еще сложнее, потому что это был режиссер другого поколения. Я долго у него спрашивала: «Почему именно я? Почему именно эта пьеса? Почему именно сейчас эта пьеса?» Но в результате нам все-таки удалось понять друг друга, хотя в чем-то мы и до сих пор друг друга не понимаем. Я впервые работаю с Кириллом Вытоптовым хотя знаю его очень давно. Это необыкновенно талантливый режиссер.

– Меняется ли существование актера на камерной сцене, когда зритель смотрит на него почти в упор?
– Внутри ничего не меняется. На камерной сцене он играет так же, как и на большой. Иным становится энергетическое наполнение происходящего на сцене.

– Как вы для себя определяете образ мамаши Кураж: она жертвует своими детьми во имя призрачной цели, подобно Медее, или сама становится жертвой обстоятельств?
– Нет, она не жертва обстоятельств. Кураж совершает выбор – использует войну для собственного обогащения, расплачиваясь за него своими детьми. Для меня это история о разрушении личности.

– Как вы оцениваете логику актерской судьбы, сработавшую в вашем случае, когда вы с первых шагов оказались в театре Фоменко и с тех пор с ним не расстаетесь?
– Счастливая актерская судьба? Вы это хотите от меня услышать? Все верно. То, что театр случился, — это чудо. А то, что нас с сестрой взял к себе на курс в ГИТИСе Петр Наумович Фоменко, – это счастье, которое определило всю мою жизнь.

– Вас никогда не смущала излишняя предопределенность этой ситуации? Вам никогда не хотелось сбежать?
– Здесь мой дом. Если у вас есть дом, вы же не побежите куда-то в другой дом? Возможно, побежите – при каких-то обстоятельствах. Но я буду говорить за себя: это мой любимый дом.

– Что для вас значит работа в кино?
– Это всегда очень приятно, потому что так знакомишься с новыми талантливыми людьми. Но профессиональный поиск происходит все-таки здесь, в театре, в кино нет на него времени – там все слишком быстро. Для актера идеально, если он востребован и в кино, и в театре, хотя кому-то сложно совмещать. Есть те, кто намного выразительнее и интереснее в кино, и тогда кино для них должно стать основной площадкой.

– При вашей занятости вам удается следить за тем, что происходит в театральной жизни за пределами Мастерской? Что-нибудь в последнее время привлекло ваше внимание?
– Когда у меня есть возможность, я стараюсь ходить и смотреть то, что выходит в других театрах. В Москве очень насыщенная театральная жизнь – так было всегда. Мне очень нравится то, что делает Додин. Я очарована его спектаклем «Вишневый сад», до сих пор нахожусь под сильным впечатлением. Последнее, что я посмотрела, — «Кавказский меловой круг» в театре имени Маяковского, постановка Никиты Кобелева, и мне было вдвойне интересно, потому что это Брехт.

Источник: журнал «Эксперт»


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79


© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100