|
Ирина Петровская-Мишина «Musecube», 29.10.2022 «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеПушкин. «Маленькие трагедии». Навязло в зубах со школьных лет, правда же? И, тем не менее, «Мастерская Петра Фоменко» осмелилась в очередной раз подступиться к этому материалу, презентовав спектакль с необычным названием «Рыцарь. Моцарт. Пир» — да не где-нибудь, а прямо в фойе Новой сцены.
О том, что спектакль удался, можно судить уже по тому, что все билеты на ближайшие показы раскуплены. И действительно, режиссёр Фёдор Малышев не просто так выбрал классический материал: он точно знал, что хочет сказать публике и с какой целью принимается за работу.
«Рыцарь. Моцарт. Пир» — это новый взгляд на старину Александра Сергеевича. Не пугайтесь: никаких неуместных экспериментов и переворачивания Пушкина с ног на голову! Малышев — эдакий театральный психолог. Он выстраивает перед собой персонажей пьес «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» и «Пир во время чумы» (то есть, четвёртая «маленькая трагедия», «Каменный гость», осталась за бортом постановки) и тщательно изучает их души.
Потому герои получаются абсолютно живыми и современными. Да, из их уст мы слышим всё те же строки — но звучат они крайне актуально.
И, оказывается, мотивация и даже характеры давно знакомых действующих лиц могут быть совершенно иными, нежели мы привыкли. И Сальери отнюдь не завидует Моцарту (кстати, исследователи считают, что сам Пушкин подразумевал именно то прочтение, которое близко Малышеву). А в «Скупом рыцаре» истинный отрицательный персонаж — тот, кого мы и не взялись бы подозревать в подобном.
Форма спектакля — чистый восторг. Я очень люблю, когда постановщики работают с «имеющимся под рукой» пространством. А здесь — великолепный интерьер фойе Новой сцены, который прямо упрашивает использовать его возможности.
Зрители (их всего-то получится чуть более тридцати — то бишь, вещь крайне камерная) размещаются на вращающихся стульях и получают указания, что можно (и нужно!) свободно вращаться в любые стороны. А без этого никак: действие будет развиваться со всех сторон, перемещаясь со сцены фойе на мраморные ступеньки (те, на которых обычно сидит публика в ожидании спектакля), на лестницу, ведущую к выходу из театра, к двери на балкон — тот самый, с которого открывается волшебный вид на Москва-реку и «Москву Сити» (и когда в один прекрасный момент раздвигается штора, просто дух захватывает)…
Вы когда-нибудь смотрели спектакль, в котором главная река столицы исполняет функцию даже не декорации — она почти сама играет роль в постановке? И учтите, что спектакль начинается в десять часов вечера (как раз тогда, когда закончено действо на основной сцене). А значит, на улице уже стемнело, и огни города становятся элементом светового дизайна (который в принципе великолепен — спасибо Степану Синицыну), завораживая и дополняя строки Пушкина.
Могу сразу дать совет, касающийся выбора места. Билеты не зря не разделены по ценовым категориям: куда бы вы ни сели, картина будет одинаково прекрасна. Последний ряд превратится в первый — и наоборот, а в центре импровизированного зрительного зала вам гарантирован идеальный обзор всех сцен вообще.
И совсем не зря опоздавших зрителей не пустят на спектакль (да, это вовсе не голословное предупреждение): после третьего звонка всё фойе превращается в сцену и закулисье, и попытка прокрасться на своё место начисто разрушит театральную магию. Так что будьте пунктуальны!
На сайте указано, что «Рыцарь. Моцарт. Пир» длится ровно час. На деле — примерно час двадцать, а как бы хотелось, чтобы это чудо не заканчивалось как можно дольше!.. Так бы и слушать до утра песню Мэри, внимать гимну чуме, метаться вместе с Сальери или сокрушаться о своих богатствах дуэтом со скупым рыцарем…
Монохромная постановка (костюмы — Валерия Курочкина), в которой рукотворных декораций нет вообще, а мы, по сути, смотрим сами на себя (не зря же артисты в сцене «Пира» размещены в самом настоящем зрительном зале), давит и пугает, одновременно возвышая и восхищая. И, конечно же, нельзя не воспеть хвалу шикарному актёрскому ансамблю. Дмитрий Захаров, Александра Кесельман, Роза Шмуклер, Алексей Колубков, Александр Мичков, Анатолий Анциферов, Дмитрий Рудков, Анатолий Горячев, Фёдор Малышев, Василий Фирсов и Рафкат Бадретдинов (он не только слепой скрыпач, но и ответственный за звуковое оформление постановки) делают то, что я терпеть не могу, так, как я обожаю. В смысле, читают стихи, как будто это не текст автора XIX века, а слова, исходящие из их сердец.
Если в наши дни и ставить «Маленькие трагедии» — то вот так. Без какого-либо пафоса, замещённого неоспоримой жизненной правдой, легко и красиво, изобретательно — и при этом просто.
И ты веришь всем героям. Потому что они — не картонные фигуры, а такие же, как ты сам, как твой сосед по зрительному залу, как прохожие на улице… И пусть их беды и проблемы гипертрофированы, но и они тебе понятны и близки.
«Рыцарь. Моцарт. Пир» — ещё одна яркая строка в афише «фоменок». Так что, если увидите хоть один билет в продаже, хватайте, не раздумывая.
Про такие спектакли сложно рассказывать. Ибо они бьют и в душу, и в разум столь сильно, что их надо переживать молча, смакуя каждую ноту впечатлений. Потому позвольте мне продолжать именно этим и заниматься, предварительно резюмировав: Фёдор Малышев разместил ещё один маленький шедевр на театральной карте Москвы. И я рекомендую прожить его!
Источник: Musecube
Последние статьи о театре- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабаре, Ксения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий», Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелиск, Марина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителей, Дмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск», Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелиска, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий», Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра Фоменко, Валерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре Ремарка, Ольга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск», «ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка, «ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости», Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко», Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя», Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель», 4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке Бреле, Елена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы», Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Афиша с 31 октября по 6 ноября, «The Vanderlust», 31.10.2022
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чуме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. Пир, Аврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |