|
Татьяна Ратькина «Театр To Go», 18.07.2024 Между волком и вошьюСпектакль «Пугачев», Мастерская Петра ФоменкоСо школы мы знаем Сергея Есенина как автора лирических стихотворений о любви и красоте природы. Однако его творческая палитра значительно шире. Осмысляя Гражданскую войну и прокатившиеся по стране в 1919 году крестьянские восстания, Есенин создал драматическую поэму «Пугачев». Она была опубликована в 1921 году и до сих пор остается одним из самых значительных художественных произведений, посвященных пугачевскому бунту. На сцену Мастерской Петра Фоменко поэму перенесли режиссер Федор Малышев и художник-постановщик Евгения Шутина.
Главное богатство есенинского «Пугачева», конечно, язык. Эпитеты и метафоры, сравнения и олицетворения, сочетание просторечной и высокой лексики, повторы, инверсии, риторические вопросы. Несмотря на сложную историческую тематику, в поэме ощутимо влияние имажинизма – яркие образы в ней, по большому счету, важнее набросанных широкими мазками характеров и схематичного описания главных событий восстания. Что отнюдь не упрощает режиссерскую задачу.
Многослойные, многоуровневые метафоры Есенина непросто воспринимать на слух, а без них «Пугачев» может просто развалиться – как дом с треснувшим фундаментом. Федору Малышеву и Евгении Шутиной удалось избежать этой опасности, дополнив поэму образами и символами, которые созданы невербальными средствами.
Тонущая во мраке полупустая сцена. Строгие однотипные костюмы. «Пугачев» Мастерской Фоменко минималистичен, но каждый штрих в нем неслучаен. Почти единственные декорации – огромные деревянные панели; в конце постановки они смыкаются вокруг Пугачева, превращаясь в клетку. В дальнем углу сцены крутится колесо прялки – она залита лучами кроваво-красного света и словно скована цепями. Багряный камзол Петра III, который сподвижники надевают на Емельяна, напоминает, что власть крестьянского царя неразрывно связана с насилием. А белые рубахи под черными, как вороново крыло, пальто бунтовщиков символизируют души, освобождающиеся от телесных оков после смерти.
Спектакль Мастерской Фоменко графичен, но, кроме сдержанной выразительности линий, света и нескольких основных цветов (красный, белый, черный), в нем важны пластика и музыка. Хореографу Виталию Довгалюку удается создать потрясающие образы. В начале постановки на сцену выходят крестьяне с охапками хвороста. В том, как они двигаются, как несут свою нелегкую ношу (тревожно и бессильно, остервенело и покорно), – вся многовековая история угнетения. А эпизод, в котором мятежные казаки, как стервятники, окружают тело убитого атамана, одновременно погружает в зловещие глубины пугачевского бунта и предрекает его исход.
Создатель музыкального оформления «Пугачева» Рафкат Бадретдинов подчеркивает ритмичность поэмы – некоторые отрывки актеры поют или читают речитативом. Мелодичность спектакля усиливают и органично вплетенные в есенинский текст частушки и былины, стихи А. Пушкина и Е. Летова, А. Башлачёва и В. Высоцкого, А. Тарковского и Д. Кузнецова. Однако напевность постановки не умиротворяет, а скорее бередит душу, раскрывая и дополняя созданный Есениным образ бунта как стихии, проявления скрытых в народе неконтролируемых сил.
Восстание Пугачева в поэме – торжество первобытных инстинктов. «Учивший в себе разуму зверя» Емельян, кажется, порожден темным народным нутром и потому верит, что сможет контролировать сметающую все на своем пути бурю крестьянского гнева. В отличие от Петра III (Томас Моцкус) – угловатой, ярко размалеванной марионетки, которая держится в стороне от стаи мятежников, Пугачев в ней свой. В исполнении Владимира Свирского он чем-то напоминает Высоцкого, но порой кажется, что в его экспрессивных монологах больше метаний, чем силы, больше громкости, чем мощи. Впрочем, даже эта особенность актерской игры не противоречит общему замыслу.
У Есенина именно Пугачев – сильный, решительный, волевой – скрепляет восемь эпизодов поэмы. Да, он терпит поражение, но при этом остается лидером, героем, главным действующим лицом исторической драмы…
В премьере Мастерской Фоменко всё не так однозначно. Здесь все персонажи равноправны. Все они – осколки противоречивой, непредсказуемой русской души. Именно ей посвящено высказывание Николая Бердяева, приведенное в программке и выступающее в качестве эпиграфа или комментария к постановке. Не Пугачев, а народ, застрявший где-то «между волком и вошью», – главная действующая сила истории. Переходящий в гордыню азарт помешал Емельяну понять это. И река народного гнева, возвращаясь в русло после страшного разлива, поглотила его. Как и любого, кто возомнит себя властелином стихии.
Источник: Театр To Go
Последние статьи о театре- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко», Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- Только черепаха знает всю правду о Байроне, Мария Позина, «Метро», 11.02.2025
- «Аркадия» Тома Стоппарда. Мастерская Фоменко. Новая Сцена. Режиссер Евгений Каменькович, Никита Балашов, «Ревизор.ru», 11.02.2025
- Спектакль «Аркадия»: в Театре Фоменко поставили пьесу британского драматурга Тома Стоппарда, Анна Нехаева, «Рамблер», 11.02.2025
- «Аркадия» вернулась на сцену «Мастерской Петра Фоменко», «ВГТРК «Культура»», 7.02.2025
- Каменькович и Трегубов создают «Аркадию» в «Мастерской Фоменко», Елена Алдашева, «Театръ», 6.02.2025
- Премьеры февраля, «Blueprint», 6.02.2025
- «Мастерская Петра Фоменко» возвращается в «Аркадию», «Театральный журнал», 4.02.2025
- Герои Шукшина любят искренне и смешно, Мария Позина, «Метро», 14.01.2025
- Этот милый, старый дом, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 9.01.2025
- Премьера спектакля «Светлые души, или О том, как написать рассказ», Наталья Романова , «Звезды мегаполиса», 2.12.2024
- «Светлые души, или О том, как написать рассказ». По рассказам Василия Шукшина, Никита Балашов, «Ревизор.ru», 2.12.2024
- Премьера спектакля «Светлые души, или О том, как написать рассказ», «The Vanderlust», 25.11.2024
- В «Мастерской Фоменко» покажут «Светлые души» Шукшина, Елена Алдашева, «Театръ», 24.11.2024
- Евгений Цыганов, Сергей Минаев, «Чтиво», 11.2024
- Дарья Коныжева: «Для меня главное в искусстве возможность творить», Дарья Парчинская, «Смена», 11.2024
- Спектакль «Божественная комедия», Наталия Борисова, «Porusski.me», 7.10.2024
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии», Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошью, Татьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |