|
Ирина Петровская-Мишина «Musecube.org», 27.06.2025 «Тёркин» в «Мастерской Петра Фоменко»: коллективное сознательноеК череде спектаклей на околовоенную тематику (великое множество их было) в начале мая присоединился и «Тёркин» «Мастерской Петра Фоменко». Великолепный выбор: если уж и отмечать 80-летие Великой Победы, то поэма Александра Твардовского для этого идеально подойдёт.
Постоянная публика «Мастерской Фоменко», полагаю, уже отлично знает режиссёрский почерк Фёдора Малышева, потому могла заранее предположить, в каком ключе будет решён спектакль. Лично я не ошиблась в своих ожиданиях: «Тёркин» у «фоменок» — очень игровое, лёгкое по форме, но глубокое по сути, наполненное символами, психологически достоверное действо… А главное, как по мне, этот «Тёркин» — очень в духе поэмы Твардовского.
Во что бы то ни было продолжать жить, в любой ситуации оставаться человеком, помнить, что шутка зачастую — лучшее лекарство и мощное орудие… К этому призывал советских солдат, сочиняя свои рифмованные строки в далёком 1942 году, Александр Трифонович Твардовский. Но сложно не согласиться с тем, что данные максимы актуальны в любое время, в любой ситуации. И сегодня быть Тёркиным, то бишь, соответствовать тем качествам, которые воспевались в поэме, точно не менее важно, чем 80 лет назад.
Ведь кто такой наш герой? …парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.
А, значит, все мы — немного Тёркины. И потому Фёдор Малышев выводит на сцену «коллективного Тёркина»: Василия воплощают 11 артистов сразу — одновременно и по очереди. Анатолий Анциферов, Степан Владимиров, Виталий Довгалюк, Дмитрий Захаров, Вениамин Краснянский, Максим Литовченко, Дмитрий Рудков, Владислав Ташбулатов, Владимир Топцов, Павел Яковлев и Сергей Якубенко, сменяя рост, вес, возраст, внешность и характер героя, сохраняют его внутреннюю суть, душу, духовность и душевность.
Имеются, конечно, и прочие персонажи: бравый старшина (Василий Фирсов), видавший жизнь генерал (Карэн Бадалов), дед да баба (Томас Моцкус и Наталия Курдюбова), а ещё — «собирательный немец» (Анатолий Горячев). Александра Кесельман, Наталья Мартынова и София Лукиных отвечают сразу и за всех русских женщин, и за русскую природу, и за русскую душу… Лукиных, кроме того, обращается абсолютно инфернальной Смертью, и её сцена с Тёркиным-Довгалюком (благо, и София, и Виталий великолепны пластически) — мощнейший момент спектакля.
Вся эта многолюдная компания помещена волей художника-постановщика Евгении Шутиной в крайне минималистичные условия, где единственной декорацией является наклонный дощатый подиум, «играющий роли» — причём, делающий это крайне достоверно! — и элементов пейзажа, и понтонов («Переправа, переправа! Берег левый, берег правый…»), и танков, и построек… Необходимые акценты расставляет световой дизайн Степана Синицына, а всё остальное отдано на откуп артистам, их голосам и телам.
В «Тёркине» невероятно говорящий пластический рисунок, очень выразительны и вокальные моменты (хореограф и хормейстер — уже упомянутые выше Виталий Довгалюк и Александра Кесельман соответственно). И в столь жёстких условиях артисты «Мастерской Фоменко» умудряются не только чётко выполнять поставленные перед ними задачи, но и проживать каждую из доверенных им ролей — полновесно и свободно.
Ещё один немаловажный элемент спектакля — музыка. Её для зрителя рождают Рафкат Бадретдинов (виолончель, ударные; он же — композитор «Тёркина») и Савва Блинников (труба), уютно примостившиеся в уголке сцены, а также временами примыкающий к ним Дмитрий Захаров со своим аккордеоном.
Резюмирую: снова у Фёдора Малышева получилась весьма красивая постановка, способная ранить в самое сердце. Опять режиссёру покорился несценический, казалось бы, материал, засиявший на подмостках всеми своими гранями. Невероятно интересно погружаться в спектакль, ловить отсылки и аллюзии, отмечать, какие на сей раз выбрал для своего детища главы поэмы постановщик и в каком порядке их расставил (а в каждом театре, берущемся за «Василия Тёркина» этот «набор» свой собственный). Отдельное удовольствие — «переключаться» от Тёркина к Тёркину, от артиста к артисту, смакуя нюансы и акценты, уникальные для каждого.
«Фоменки» вторят Твардовскому: да, война, безусловно, ужасна. Но её можно пережить, если получится сохранить в себе человечность. А на то нам даны юмор и любовь — к жизни и к людям. Простые, казалось бы, истины. Вот только мы их всё чаще забываем.
Что ж, можно освежить себе память в «Мастерской Петра Фоменко»!
Источник: Musecube
Последние статьи о театре- «Тёркин» в «Мастерской Петра Фоменко»: коллективное сознательное, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 27.06.2025
- В Мастерской Петра Фоменко дают спектакль «Тёркин», Анна Чепурнова, «Российская газета», 18.06.2025
- «Пугачёв», Валерия Сазонова , 16.06.2025
- Одиннадцать Теркиных на одной сцене: состоялась премьера в Мастерской Фоменко, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 19.05.2025
- «Тёркин» в Мастерской Фоменко, Екатерина Данилова, «Театральный журнал (блог)», 16.05.2025
- «Приречная страна»: норвежский лес в «Мастерской Фоменко», Ирина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 16.04.2025
- В Мастерской Петра Фоменко представили спектакль о жизни в Приречной стране, «ВГТРК «Культура»», 7.04.2025
- Наука любви, Катерина Антонова, «Петербургский Театральный Журнал», 1.04.2025
- Александра Кесельман: «Мы стремились сделать акцент на сложности и поэтичности взаимоотношений между мужчиной и женщиной», Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2025
- «Аркадия»: обратно к человеку, Наталья Витвицкая, «Ведомости», 21.03.2025
- Время не властно над чувствами, Лариса Каневская, «Мнение», 19.03.2025
- Суть вещей, Мария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- Слишком иллюстрированный Стоппард, Майя Одина, «Экран и сцена», 12.03.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» вспомнили «Аркадию» Тома Стоппарда, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 12.03.2025
- Математика, любовь и смерть: в «Мастерской Петра Фоменко» представили новую «Аркадию», «mos.ru», 7.03.2025
- А был ли Байрон?, Наталья Шаинян, «Театрал», 4.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра Фоменко, Анна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- Поверить алгеброй «Аркадию», Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко», Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- Только черепаха знает всю правду о Байроне, Мария Позина, «Метро», 11.02.2025
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 |