In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на апрель
Репертуар на май
Репертуар на июнь
Репертуар на июль
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Лариса Юсипова
«Ведомости», 23.06.2000

Седьмой континент

Новый спектакль в «Мастерской П. Фоменко»

К 22 июня 2000 г. Петр Фоменко выпустил спектакль, поставить который мечтал еще в 70-е, — «Одна абсолютно счастливая деревня» по повести своего друга, мало известного тогда, да и сейчас писателя Бориса Вахтина (1930-1981).

В 70-е это ему не удалось, в 80-е тоже, и вряд ли дело только в идеологии — в том, что «Деревня» была опубликована сначала в «Ардисе», а только потом у нас и что один из ее героев, немец-военнопленный по имени Франц, совсем не похож на немцев, которые возникали в книгах, спектаклях и фильмах к 30-летию или 40-летию победы в Великой Отечественной. Поставить «абсолютно счастливую деревню» — такой, какой появилась она сейчас, — мог только человек, уже давно живущий на свете и давно размышляющий о том, что же такое абсолютное счастье.
В финале спектакля немец Франц держит в руках граммофон с вертящейся пластинкой «Лили Марлен» и дотошно, слово за словом переводит на русский этот немецкий шлягер. И, кажется, мелодия, послевоенному поколению не немцев известная лишь по знаменитому фильму Фасбиндера, озвучила собой весь спектакль — рассказ о женщине, пережившей, даже не осознав это толком, глобальную катастрофу.
Но если фасбиндеровскую героиню несет по самому гребню волн, поднятых бурей, то деревенская девушка Полина как жила, так и живет в своем тихом углу вместе с козами, овцами, курами, огородным пугалом, колодезным журавлем и стародевичьими тетками, которые свято хранят какую-то роковую тайну.
Театр Фоменко уже давно превратился в миниатюрное подобие Мариинки — место, где по никому не известным причинам одна за другой появляются замечательные актрисы, при том что во всех остальных местах их страшный, ужаснейший дефицит. В «Деревне» нет прославленных фоменковских звезд: ни Галины Тюниной, ни сестер Кутеповых, а Мадлен Джабраилова занята в двух крошечных ролях — коровы и бабы Фимы. Спектакль поставлен на Полину Агурееву — совсем молодую актрису, для которой это первая главная роль на московской сцене и которая теперь явно должна перейти из «младшей группы» в главный состав «фоменок».
Ее Полина влюбляется, беременеет, играет свадьбу 21 июня 1941 г., а 22 июня ее муж (Сергей Тарамаев) отправляется на войну Его убивают, она рожает мальчиков-близнецов, а потом в деревне появляется пленный немец — и Полина опять рожает: двойняшек-девочек. На этом история, собственно, и заканчивается, и становится ясно, что это была история об абсолютном счастье.
Возможно, в 1965 г., когда появилась повесть, рассуждения о счастье применительно к забытому богом углу СССР звучали вполне иронично. Но интонация Фоменко совершенно серьезна: его «одна деревня» — это не сталинский колхоз, это целый мир, где все со всем связано, неодушевленные предметы сострадают одушевленным, а умершие подсказывают живым, как следует поступить, потому что сверху видно все-таки лучше.
В отличие от глобальной антиутопии, на которую замахнулся своим «Чевенгуром» Лев Додин, «Деревня» Фоменко не только не (анти)утопична, но и совсем не глобальна. Актеры, играющие совсем рядом со зрителем, длинное синее полотно, изображающее речку, окопы, похожие на песочницы, а небеса обетованные — на гамак, подвешенный высоко на деревьях близ дачного домика, — очень уютный мир, который катастрофы разрушить не могут, потому что они, катастрофы, тоже кем-то задуманы и для чего-то нужны.
Жизнь победила смерть — где именительный падеж, где винительный? — писал Даниил Хармс. Фоменко поставил спектакль, где жизни удалось занять именительный. Ради такого результата даже не обидно было держать паузу в 30 лет.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79


© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100