In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на апрель
Репертуар на май
Репертуар на июнь
Репертуар на июль
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Марина Мурзина
«Арт-фонарь», 06.1994

«Фоменки» проездом из Парижа в Сан-Паулу

Их, учеников Фоменко, в театральной среде называют «фоменки». Их театр — «Мастерская Петра Фоменко». Последняя новость: «фоменки» уже во второй раз побывали в Париже. Мне бывает всегда немного грустно, когда узнаю об очередном «ошеломляющем успехе» очередной русской труппы на очередных зарубежных гастролях: кто знает, скажем, о театре Петра Фоменко среди нашей широкой публики? Где могут увидеть его спектакли театралы? Меняется все, до неузнаваемости меняется в жизни и в обществе, но вот это почему-то остается неизменным: все, что ярко, по-настоящему талантливо, неординарно, — всегда скромно, некрикливо, чуждо сенсации и скандалам. А значит — неизбежно существует в тени. На обочине. Вот и театр Петра Фоменко, «выросший» из его гитисовской мастерской, — бездомный. А в одной уважаемой газете его недавно назвали «надеждой российской культуры»? Но это о грустном. Между тем театр этот только что возвратился из Франции, с «Русских сезонов» в Париже, где он играл Блока, «Балаганчик» и «Незнакомку» в постановка Ивана Поповски, и имел успех и восторженные рецензии критиков. Но вот голос учителя, мастера, руководителя и главного режиссера Петра Наумовича Фоменко. Голос вовсе не торжествующий, не упоенный триумфом учеников, голос усталый и совсем невеселый:

 — Конечно, я рад их успехам, но мне кажется, что все-таки это — не совсем настоящее. Я уверен, что надо работать, надо жить здесь. Иначе может потеряться ощущение времени и самих себя, и это большая опасность. Теряется ощущение Дома? Замечательный Театр Льва Додина вот уже три года непрерывно ездит по всему миру, повсюду имеет шумный успех, и это, разумеется, хорошо. Но кто здесь, у нас, знает и видит Театр Додина? Вот и наша «Мастерская» стала разъезжать, из Парижа вернулись — тотчас же в Бразилию? Нет, даже если дома невыносимо, тяжело, надо быть здесь, и я постоянно говорю об этом актерам, напоминаю — осторожно, потому что понимаю: конечно, важно и любопытно поездить, посмотреть и себя показать, ведь они так молоды?
Я все твержу им это, вот и сейчас, когда они вернулись из Парижа, мы собрались все вместе и много, до ночи, говорили о жизни, о театре. Их тоже заботит, слава Богу, то, о чем я говорю, но? Они теперь в Бразилии на фестивале в Сан-Паулу с цветаевским «Приключением» (этот спектакль, игравшийся в тесном и полутемном коридоре ГИТИСа буквально для нескольких человек, поставленный Иваном Поповски, был единодушно признан два года назад лучшей постановкой сезона. — М. М. ).
Нет, надо вернуться в свой угол и делать свое дело. Вопреки всему. А потом выносить это дело на суд своего зрителя. Но вот главная наша беда — мы и этого сделать не можем. У нас нет зрителя. Он нас не видит, не знает.
Где мы ютимся? Декорации, костюмы хранить вообще негде. Спектакли играем редко — то в Музее М. Н. Ермоловой, то в Школе современной пьесы, то в ДК МИИТа, то в Доме моды В. Зайцева. Огромные деньги платим за аренду — на эти деньги бы спектакли ставить. Да и постоянно переезжать очень сложно, и ставить декорации на один-два спектакля. Наш театр — мастерская, всего из 30 человек, с цехами, актеров — 12. У нас 7 спектаклей в репертуаре: Островский, Гоголь, Шекспир, Фолкнер, Уайльд, Цветаева, Блок? Аренды душат, а нам же еще надо платить деньги и за квартиры нашим иногородним актерам.
У нас молодые, талантливые режиссеры-педагоги — Евгений Каменькович (он и директор-распорядитель), Сергей Женовач (прекрасно работающий в Театре на Малой Бронной). Иван Поповски, поставивший еще и «Баню» Маяковского в театре «Феникс» в Нью-Йорке, — из Македонии, но пока не спешит на родину. Ему всего 25, он аспирант РАТИ (бывшего ГИТИСа), а его уже разрывают на части с разнообразными предложениями.
Здание бывшего филиала МХАТ на улице Москвина, в прошлом здание знаменитого Театра Корша — самое фантастическое, но и самое реальное для нас. Там сейчас Театр Наций. Спектакли играются редко, и мы вполне могли бы с ним сосуществовать. Театр Наций — это нужно. Но мы ведь тоже часть нации?
Вера, конечно, есть — уверенность уходит. Копится усталость, ведь через 4-5 лет у меня уже не будет ни сил, ни здоровья. Но наши артисты молоды, и есть кому их повести?

Р. S. В прошлом году Фоменко в РАТИ снова набрал курс уже поставил спектакль с новыми своими учениками?


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79


© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100