In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на апрель
Репертуар на май
Репертуар на июнь
Репертуар на июль
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Павел Подкладов
«Newsinfo.Ru», 13.07.2004

Высший пилотаж великого Фомы

В одной из театроведческих статей его назвали «закрытый человек с открытой душой». Действительно, Петр Наумович Фоменко не дает интервью, не устраивает шумных пресс-конференций с презентациями и не публикует мемуары. А душу свою он открывает людям своими чистыми и светлыми спектаклями, даже если это — трагедии. В свое время он не смог расстаться со своим курсом в ГИТИСе, и вместе со своими удивительными «детьми», которых уже больше 10 лет кличут «фоменками», создал один из самых лучших в мире театров. Сегодня у Петра Наумовича день рождения?

Думаю, среди наших театральных деятелей нет человека, который бы так же, как Фоменко, искренне ненавидел бы всяческие панегирики и славословия в свой адрес. Не дай Бог в его присутствии сказать что-то хвалебное о нем или о его подопечных. Потому что он может не на шутку обидеться. (Надеюсь, что он не увидит эту публикацию, иначе мне не сдобровать!) И «выкормышей» своих приучил к тому же. Автор этих строк давно дружит с «Мастерской П. Фоменко», и не однажды брал интервью у ее звезд. И каждый раз поражался: как только начинаешь их хвалить, лица «фоменок» становятся каменными и возникает впечатление, что речь идет о каких-то других людях, а не о них. Причем, во всем остальном «ничто человеческое им не чуждо»: они вполне земные, любят сниматься в кино, наслаждаются овациями публики, могут сутками репетировать в своем тесном помещении на Кутузовском проспекте. А своего Мастера ласково называют Фомой. И он на это ничуть не обижается. Да и можно ли назвать по имени-отчеству человека, который на пресс-конференции может при всем честном народе так свистнуть, что Соловью-разбойнику мало не покажется? Но это — игра. А на самом деле этот человек — абсолютно не из нашего клипового, потребленческого мира. Он не имеет мобильного телефона и, тем более, машины, живет в основном в деревне, пьет колодезную воду, которую сам таскает в дом в ведре? А работает по 12 часов, причем, чем больше он делает это, тем меньше болеет.

Сегодня, наверное, — самое время задуматься и поведать читателю о своих впечатлениях от спектаклей Петра Наумовича. Но я это делать не буду. Во-первых, о них уже написаны горы статей, а во-вторых, все равно никакая, даже самая восторженная «алгебра» не сможет передать той гармонии, которая проникает в твою душу, когда ты оказываешься в «Мастерской». Когда один жест или взгляд актера или капающая в таз из кувшина вода могут значить больше, чем иные многочасовые и многозначительные зрелища академических театров.

Читатель, помнящий интервью автора этих строк с актерами «Мастерской П. Фоменко», опубликованными на нашем сайте, может обвинить меня в предвзятости и необъективности. Да я и сам признаюсь в этом: да, я не могу быть объективным и холодно-выдержанным, когда речь заходит о Петре Наумовиче и его театральных «детишках». Поэтому, как человек предвзятый, я снимаю с себя ведение этого «процесса» и предоставляю слово другим участникам действия. Думаю, что им-то вы поверите больше.

Алексей Бартошевич, театровед. Имя Петра Фоменко и его театр для меня, как и для многих людей, — это то, что внушает Надежду. Не только в сфере театра, но и в жизни вообще. Театр Фоменко, его люди и сам Петр Наумович — создатели мира, несущего в себе свет и внутренний покой. Причем, это свет и этот покой — не наивная детская сентиментальная надежда. Это та надежда, которая рождается по ту сторону горечи, по ту сторону боли. Петр Фоменко создал свой театр на позднем и, вместе с тем, сверхзрелом этапе своей жизни. Именно в эту самую совершенную пору к художникам приходит то, что называется простотой. Но эту простоту не надо путать с простодушием и наивностью. Эта простота есть ясная сложность… На спектаклях Мастерской Фоменко я чувствую, как прикасаюсь к тем невидимым душевным струнам, которые соединяют людей на сцене.

Константин Райкин, актер, худрук театра «Сатирикон». Петр Наумович — гениальный, непревзойденный мастер и абсолютный волшебник театра. Он - один из моих любимых режиссеров. Но работать с ним сверхсложно и порой изнурительно. Порой непреодолимо! Мы с ним работали над спектаклем «Великолепный рогоносец» в течение года. Могу сказать, что мне до этого никогда не доводилось встречать режиссера, который бы делал процесс таким мучительным? При этом, у тебя не остается права на раздражение, негодование или злобу, потому что Петр Наумович в работе — настоящий самоистязатель. В день рождения я пожелал бы ему только здоровья. Все остальное у него есть, причем в такой мере, в какой нет ни у кого больше.

Светлана Немоляева, актриса Театра им. Вл. Маяковского. У нашего поколения смолоду была творческая связь и дружба с Петром Наумовичем Фоменко. Мы с ним сделали замечательный спектакль «Смерть Тарелкина». Это был спектакль очень мощного гражданского звучания, в нем были замечательные актерские работы (прежде всего, Алеши Эйбоженко) и, конечно, высокий режиссерский полет. С молодых лет Петр Наумович заложил в нас высший театральный пилотаж. Он настроил нас на определенную волну на всю жизнь. Эта личность сложная, но ни один талантливый человек не бывает простым и удобным в бытовом, жизненном смысле. Поэтому для того, чтобы находиться с ним на радостной творческой волне, надо с этим мириться, очень многое понимать и прощать?

Евгений Князев, актер театра им. Евг. Вахтангова, ректор Театрального института им. Щукина. У Петра Наумовича — абсолютный режиссерский дар. Для него жизнь — это великий театр. Все спектакли Фоменко — о театре! Для него театр — это игра, в ходе которой человек понимает, как и зачем жить?. Созданный Петром Наумовичем Театр в высоком смысле этого слова и конкретно — его «Мастерская» остаются сегодня, пожалуй, единственным островком, сохраняющим традиции нашего великого русского театра.

Ну и в финале — несколько слов от одной из учениц великого Мастера — «звездочке» «Мастерской П. Фоменко».

Ксения Кутепова, актриса. Я подозреваю, что мы избалованы Петром Наумовичем. Он делает для актера все! Он разбирает наши роли «от и до», выстраивает все «до пальчика». Думаю, что актеры других театров завидуют нам. Играть плохо в спектаклях Фоменко гораздо сложнее, чем играть хорошо. Еще Петр Наумович очень не любит нас хвалить и редко делает это. Кстати, и в своей адрес он не терпит дифирамбов. И нас так воспитал. Поэтому наши люди относятся к похвалам очень осторожно. Главный критерий — внутри? Ко всему прочему, Петр Наумович — удивительный знаток женской души. Каждая актриса, поработав с ним, начинает чувствовать, что он знает о женщинах все! Больше, чем ты сама! (Смех.)

И пусть этот смех никогда не иссякает в лучшем театре мира! И пусть будет здоров Мастер! И пусть будут удачными их гастроли в Америке! И дай им Бог удачи в новой работе над «Тремя сестрами»!


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79


© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100