In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Антон Агриколянский
Полина Адамова
Рафек Айнуллин
Санжарбек Акымбеков
Иван Александров
Фярит Алмаметов
Татьяна Альбрехт
Галина Антипина
Екатерина Антипина
Инна Антонова
Татьяна Антонова
Анна Ардашева
Мария Асанкина
Валерий Афанасьев
Петр Барабаш
Ильмира Баранова
Мария Барановская
Анна-Мария Барбакару
Сергей Бартошевич
Олег Бейненсон
Татьяна Бейненсон
Анна Белан
Александра Белая
Владимир Беленов
Виктория Белобородова
Виолетта Белобородова
Дмитрий Белобров
Анна Белякова
Алёна Бессер
Дмитрий Бирчук
Ксения Блондина
Елизавета Богданова
Наталья Богданова
Валентина Боднарь
Юлия Боднарь
Михаил Борисов
Любовь Боровик
Максим Бородин
Наталья Бородина
Михаил Будер
Игорь Булаев
Роман Быков
Станислав Верзунов
Юлия Верзунова
Сергей Веселов
Надежда Ветрова
Андрей Волков
Валерий Волков
Иван Воробьев
Антонина Генина
Зинаида Генина
Анна Герман
Дарина Гильманова
Елена Гладкова
Сергей Голубин
Александра Горбачева
Екатерина Горбачева
Венера Гордеева
Максим Горелов
Владимир Грандель
Виктор Гриб
Екатерина Григоренко
Дмитрий Григорьев
Ирина Григорьева
Игорь Гришухин
Юлия Громова
Вероника Грудачёва
Ольга Грузкова
Никита Гуцков
Евгения Двойникова
Ирина Двойникова
Павел Деев
Елена Дементьева
Лидия Дементьева
Мария Дементьева
Татьяна Дешко
Оливиа Джой
Дмитрий Диков
Ирина Долгорукова
Илья Дорогавцев
Татьяна Драгомер
Александра Дроздова
Ольга Дубровицкая
Евгений Дурнайкин
Юрий Жуков
Елизавета Забалканцева
Денис Забияка
Олег Зайцев
Ирина Захарова
Мария Захарова
Валерия Зебальд
Денис Земсков
Алексей Зозуля
Павел Ивашкин
Евгения Ивко
Владимир Игнатов
Иван Илюхин
Николай Ионов
Алёна Кавинская
Елена Кадетова
Макар Казаков
Александр Калашников
Наталья Калашникова
Вячеслав Калика
Сергей Калинин
Евгений Калинцев
Николай Калуга
Петр Каплун
Дарья Карагодина
Евгения Ким
Сергей Кириллов
Виктор Киселев
Маргарита Киселева
Екатерина Кленовкина
Станислав Кобозев
Николай Кожушкин
Александр Козлов
Александр Козлов
Ирина Козлова
Рена Козлова
Евгений Козыльков
Людмила Кокорина
Александр Комаров
Евгений Комиссаров
Роман Коновалов
Виталий Констандогло
Геннадий Констандогло
Ульян Корба
Владислава Коробко
Антон Косарев
Нина Косарева
Николай Костомаров
Виктор Костровский
Василий Котоман
Александр Кошелев
Сергей Кошлаков
Светлана Кравцова
Александр Крипак
Юлия Крылова
Наталья Кудрякова
Евгений Кузнецов
Петр Кузнецов
Анастасия Кузнецова
Юрий Кузьмичев
Сергей Кукушкин
Галина Кукушкина
Светлана Куркина
Вера Лазуренко
Мария Лапочкина
Юрий Лебедев
Павел Леванов
Вячеслав Левченко
Нина Леликова
Татьяна Ли
Алла Липатова
Григорий Литвинов
Елена Лукьянчикова
Сергей Макаров
Сергей Мальцев
Александр Мартынов
Евгений Махонин
Джаннат Машарипова
Валентина Мелентьева
Инга Мергелова
Александр Мерекин
Ирина Миронова
Галина Михайлова
Татьяна Михайлова
Марина Михалочкина
Владимир Моисеев
Максим Морошкин
Владислав Моряков
Валентина Московкина
Владимир Муат
Андрей Мягков
Алексей Ненашев
Вера Никифорова
Анастасия Николаева
Наталья Никоненок
Евгений Новиков
Ораскул Норматова
Светлана Оликова
Юрий Осипов
Евгений Пачков
Егор Первушин
Сергей Первушин
Евгений Перов
Любовь Песикова
Александра Петрашева
Владимир Петреченко
Екатерина Печаева
Каринэ Пилосян
Ксения Плотникова
Владимир Поздняков
Алексей Полехин
Елена Полехина
Валентина Поликарпова
Иванка Польченко
Сергей Полянский
Анна Попова
Виктор Прилепин
Дмитрий Простатинов
Нина Птицына
Кирилл Пустовойт
Максим Пыжук
Влада Райф
Наталья Растегаева
Ирина Ратынская
Рамиля Рахматуллина
Анастасия Редникова
Ирина Резвова
Юлия Рихтер
Алексей Роганов
Анна Родионова
Алина Ромаева
Антонина Романова
Марина Рудько
Арина Ружейникова
Сергей Русаков
Александр Рыбаков
Юрий Рыбаков
Валентина Рюмина
Александр Рябцев
Любовь Рязанова
Алсу Сабирова
Светлана Савелова
Наталья Савельева
Анатолий Саженин
Александра Саженина
Алена Самохина
Анна Самуйлова
Елена Сафонова
Галина Свежова
Николай Селиверстов
Андрей Сергеев
Андрей Сергеев
Татьяна Середина
Лариса Сидельникова
Дарья Ситникова
Екатерина Сиянина
Татьяна Скороходова
Анна Слуцкая
Екатерина Снигир
Александра Сополнова
Марина Спектор
Глеб Стариков
Виктория Старикова
Галина Столярова
Елена Строганова
Елена Сусоева
Илья Сухоруков
Анна Сычева
Софья Телегина
Екатерина Тимофеева
Надежда Тимофеева
Юлия Титаренко
Анна Титова
Артем Ткач
Николай Ткач
Виталий Токарев
Равшан Токторбаев
Игорь Троилин
Лариса Трусова
Елена Тульская
Людмила Тутачкова
Арсений Тюрин
Михаил Тяжев
Ирик Уразаев
Татьяна Урыкова
Бахтиер Усманов
Расулжон Усманов
Дарья Усынина
Александр Фадин
Роман Фадин
Александра Фалеева
Екатерина Феоктистова
Ольга Филина
Владислав Фролов
Любовь Халимова
Ирина Харина
Арсений Харитонов
Рима Хасянова
Татьяна Хатели Хусенобади
Татьяна Хованская
Александр Хованский
Лидия Худякова
Тотраз Циукаев
Константин Цуркань
Татьяна Чеканова
Ирина Черникова
Яков Чечнёв
Наталья Чистякова
Александр Чудаев
Александр Чучкалов
Денис Шалаев
Алексей Шарабурин
Людмила Шеманова
Екатерина Шендрик
Даниил Шимко
Ирина Шишкова
Дмитрий Штильмарк
Геннадий Шумилов
Любовь Шупикова
Анна Шур
Надежда Щаникова
Бакытбек Элебесов
Елена Юнина
Асия Юнисова
Дмитрий Яковлев
Валентина Яковлева
Виктория Яковлева
Александра Якубенко
Виктория Якушева

Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на июль
Репертуар на август
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Марина Шимадина
««КоммерсантЪ»», 17.10.2008

Демисезонный спектакль

В Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой показали новый спектакль Ивана Поповски «Времена… Года…», основанный на музыкальных циклах Вивальди, Чайковского, Гайдна и Пьяццоллы. На македонском фестивале «Орхидское лето» постановка вызвала восторженную реакцию критиков, писавших о русском театральном чуде и магическом режиссерском даре своего земляка. МАРИНА Ъ-ШИМАДИНА пыталась сохранить трезвый рассудок.

Македонец Иван Поповски, ученик Петра Фоменко, автор прогремевшего когда-то на всю Москву спектакля по цветаевскому «Приключению» и изысканно-эстетской «Отравленной туники» по пьесе Гумилева, со своей любовью к изящному всегда выглядел белой вороной среди напористых молодых режиссеров, режущих со сцены всю правду-матку. В лице певицы Елены Камбуровой он нашел союзника и получил карт-бланш в ее Театре музыки и поэзии. Правда, театр Ивана Поповски — это скорее театр музыки и живописи. Словам он явно предпочитает эфемерные и мерцающие смыслами художественные образы. В своих спектаклях режиссер постепенно стремился свести к минимуму вербальную часть, а в нынешней постановке и вовсе отказался от слов, полностью положившись на музыку, визуальный ряд и мастерство четырех актрис — Елены Веремеенко, Надежды Гулицкой, Анны Комовой и Елены Прониной.

Разделив два слова в названии спектакля многоточием, Иван Поповски дал зрителям понять, что речь будет идти не столько о сезонных явлениях, сколько о глобальной смене эпох — от патриархальных времен гармонии человека с природой до нынешнего урбанистического века. Режиссер в программке советует зрителям не мучить себя разгадыванием его замысла, а целиком положиться на чувства. Так что критик заведомо оказывается здесь в глупом положении человека, составляющего план-схему воздушных замков.

Если продолжать аналогию, можно отметить, что все три корпуса этого эфемерного строения выдержаны в разных архитектурных стилях. Первый, посвященный Антонио Вивальди,- это, конечно, пышное барокко. Многообразие выразительных приемов (тут и светомузыка, и театр теней, и видеопроекции) порою доходит до избыточности — например, когда на белые одежды девушек проецируются изображения этих же девушек. Но неуемная постановочная изобретательность здесь уживается с примитивной иллюстративностью. С прямолинейностью демонстрируются сезонные приметы: зима — четыре актрисы кутаются в белоснежные пышные юбки-сугробы, лето — на картонный дом-коробку отбрасывают тень зеленые кроны, осень — на оконном стекле появляются струи дождя и прилипшие желтые листья. Банальность этих приемов уже заставляет усомниться: полно, да тот ли это Поповски, что славится своим безупречным чувством стиля? Но тут спектакль делает крутой поворот — его вторая часть выглядит как пародия на первую.

Своего Чайковского режиссер поселил в домашнем театрике при дворянской усадьбе. Тут музыкальный руководитель проекта Олег Синкин пошел на эксперимент и разложил фортепианные пьесы из «Времен года» на четыре женских голоса, поющих а капелла. Свое новаторство аранжировщик приправил изрядной долей юмора, что позволило Ивану Поповски поставить несколько ироничных номеров в духе наивного театра. Режиссер обнажил театральные небеса, с которых старательный уборщик сыплет на подмостки снег или желтые листья, и театральную яму, куда на радость пареньку-суфлеру актрисы опускают свои хорошенькие ножки, садясь в бутафорскую лодку. Заставил рабочих сцены рыдать над горестными осенними руладами четырех сестер и веселиться вместе с ними на святки.

После этой умилительной пасторали переход к рваным ритмам Астора Пьяццоллы обдает, словно контрастный душ. В последней части спектакля действие разворачивается в небе над большим городом. С пространством крошечной сцены театра Иван Поповски работает виртуозно и изобретательно, открывая перед изумленными зрителями второе, третье, четвертое дно своей волшебной коробки. В финале режиссер и вовсе опрокидывает зал и сцену из горизонтального измерения в вертикальное. Поднявшийся откуда-то из театральной преисподней задник изображает современный мегаполис с высоты птичьего полета, а над ним парят в клубах тумана четыре грации в серебристых трико — явно существа не из нашего мира. Но ангелы запутываются в проводах, а может, попадают в сети всемирной паутины и, надев черные брючные костюмы, спускаются на грешную землю, чтобы стать чьими-то музами и нашептывать мелодии выходящим на сцену оркестрантам. Впрочем, это только один из вариантов сюжета, который можно сочинить на спектакле Ивана Поповски. Вы можете придумать совсем другую историю. 


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2


© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100