In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Антон Агриколянский
Полина Адамова
Рафек Айнуллин
Санжарбек Акымбеков
Иван Александров
Фярит Алмаметов
Татьяна Альбрехт
Галина Антипина
Екатерина Антипина
Инна Антонова
Татьяна Антонова
Анна Ардашева
Мария Асанкина
Валерий Афанасьев
Петр Барабаш
Ильмира Баранова
Мария Барановская
Анна-Мария Барбакару
Сергей Бартошевич
Олег Бейненсон
Татьяна Бейненсон
Анна Белан
Александра Белая
Владимир Беленов
Виктория Белобородова
Виолетта Белобородова
Дмитрий Белобров
Анна Белякова
Алёна Бессер
Дмитрий Бирчук
Ксения Блондина
Елизавета Богданова
Наталья Богданова
Валентина Боднарь
Юлия Боднарь
Михаил Борисов
Любовь Боровик
Максим Бородин
Наталья Бородина
Михаил Будер
Игорь Булаев
Роман Быков
Станислав Верзунов
Юлия Верзунова
Сергей Веселов
Надежда Ветрова
Андрей Волков
Валерий Волков
Иван Воробьев
Антонина Генина
Зинаида Генина
Анна Герман
Дарина Гильманова
Елена Гладкова
Сергей Голубин
Александра Горбачева
Екатерина Горбачева
Венера Гордеева
Максим Горелов
Владимир Грандель
Виктор Гриб
Екатерина Григоренко
Дмитрий Григорьев
Ирина Григорьева
Игорь Гришухин
Юлия Громова
Вероника Грудачёва
Ольга Грузкова
Никита Гуцков
Евгения Двойникова
Ирина Двойникова
Павел Деев
Елена Дементьева
Лидия Дементьева
Мария Дементьева
Татьяна Дешко
Оливиа Джой
Дмитрий Диков
Ирина Долгорукова
Илья Дорогавцев
Татьяна Драгомер
Александра Дроздова
Ольга Дубровицкая
Евгений Дурнайкин
Юрий Жуков
Елизавета Забалканцева
Денис Забияка
Олег Зайцев
Ирина Захарова
Мария Захарова
Валерия Зебальд
Денис Земсков
Алексей Зозуля
Павел Ивашкин
Евгения Ивко
Владимир Игнатов
Иван Илюхин
Николай Ионов
Алёна Кавинская
Елена Кадетова
Макар Казаков
Александр Калашников
Наталья Калашникова
Вячеслав Калика
Сергей Калинин
Евгений Калинцев
Николай Калуга
Петр Каплун
Дарья Карагодина
Евгения Ким
Сергей Кириллов
Виктор Киселев
Маргарита Киселева
Екатерина Кленовкина
Станислав Кобозев
Николай Кожушкин
Александр Козлов
Александр Козлов
Ирина Козлова
Рена Козлова
Евгений Козыльков
Людмила Кокорина
Александр Комаров
Евгений Комиссаров
Роман Коновалов
Виталий Констандогло
Геннадий Констандогло
Ульян Корба
Владислава Коробко
Антон Косарев
Нина Косарева
Николай Костомаров
Виктор Костровский
Василий Котоман
Александр Кошелев
Сергей Кошлаков
Светлана Кравцова
Александр Крипак
Юлия Крылова
Наталья Кудрякова
Евгений Кузнецов
Петр Кузнецов
Анастасия Кузнецова
Юрий Кузьмичев
Сергей Кукушкин
Галина Кукушкина
Светлана Куркина
Вера Лазуренко
Мария Лапочкина
Юрий Лебедев
Павел Леванов
Вячеслав Левченко
Нина Леликова
Татьяна Ли
Алла Липатова
Григорий Литвинов
Елена Лукьянчикова
Сергей Макаров
Сергей Мальцев
Александр Мартынов
Евгений Махонин
Джаннат Машарипова
Валентина Мелентьева
Инга Мергелова
Александр Мерекин
Ирина Миронова
Галина Михайлова
Татьяна Михайлова
Марина Михалочкина
Владимир Моисеев
Максим Морошкин
Владислав Моряков
Валентина Московкина
Владимир Муат
Андрей Мягков
Алексей Ненашев
Вера Никифорова
Анастасия Николаева
Наталья Никоненок
Евгений Новиков
Ораскул Норматова
Светлана Оликова
Юрий Осипов
Евгений Пачков
Егор Первушин
Сергей Первушин
Евгений Перов
Любовь Песикова
Александра Петрашева
Владимир Петреченко
Екатерина Печаева
Каринэ Пилосян
Ксения Плотникова
Владимир Поздняков
Алексей Полехин
Елена Полехина
Валентина Поликарпова
Иванка Польченко
Сергей Полянский
Анна Попова
Виктор Прилепин
Дмитрий Простатинов
Нина Птицына
Кирилл Пустовойт
Максим Пыжук
Влада Райф
Наталья Растегаева
Ирина Ратынская
Рамиля Рахматуллина
Анастасия Редникова
Ирина Резвова
Юлия Рихтер
Алексей Роганов
Анна Родионова
Алина Ромаева
Антонина Романова
Марина Рудько
Арина Ружейникова
Сергей Русаков
Александр Рыбаков
Юрий Рыбаков
Валентина Рюмина
Александр Рябцев
Любовь Рязанова
Алсу Сабирова
Светлана Савелова
Наталья Савельева
Анатолий Саженин
Александра Саженина
Алена Самохина
Анна Самуйлова
Елена Сафонова
Галина Свежова
Николай Селиверстов
Андрей Сергеев
Андрей Сергеев
Татьяна Середина
Лариса Сидельникова
Дарья Ситникова
Екатерина Сиянина
Татьяна Скороходова
Анна Слуцкая
Екатерина Снигир
Александра Сополнова
Марина Спектор
Глеб Стариков
Виктория Старикова
Галина Столярова
Елена Строганова
Елена Сусоева
Илья Сухоруков
Анна Сычева
Софья Телегина
Екатерина Тимофеева
Надежда Тимофеева
Юлия Титаренко
Анна Титова
Артем Ткач
Николай Ткач
Виталий Токарев
Равшан Токторбаев
Игорь Троилин
Лариса Трусова
Елена Тульская
Людмила Тутачкова
Арсений Тюрин
Михаил Тяжев
Ирик Уразаев
Татьяна Урыкова
Бахтиер Усманов
Расулжон Усманов
Дарья Усынина
Александр Фадин
Роман Фадин
Александра Фалеева
Екатерина Феоктистова
Ольга Филина
Владислав Фролов
Любовь Халимова
Ирина Харина
Арсений Харитонов
Рима Хасянова
Татьяна Хатели Хусенобади
Татьяна Хованская
Александр Хованский
Лидия Худякова
Тотраз Циукаев
Константин Цуркань
Татьяна Чеканова
Ирина Черникова
Яков Чечнёв
Наталья Чистякова
Александр Чудаев
Александр Чучкалов
Денис Шалаев
Алексей Шарабурин
Людмила Шеманова
Екатерина Шендрик
Даниил Шимко
Ирина Шишкова
Дмитрий Штильмарк
Геннадий Шумилов
Любовь Шупикова
Анна Шур
Надежда Щаникова
Бакытбек Элебесов
Елена Юнина
Асия Юнисова
Дмитрий Яковлев
Валентина Яковлева
Виктория Яковлева
Александра Якубенко
Виктория Якушева

Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на июль
Репертуар на август
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Анатолий Фанталов
«www.teatr.ru», 15.10.2008

Жизнь человека

Сначала не было ничего. Только тьма. Тьма и больше ничего. Хотя они, Боги, мои Боги, мои Создатели, мои Родители, существовали где-то там, за непроницаемыми стенами этой тьмы. Потом возник Свет. Синий, из одной точки откуда-то сверху, видимо, в это мгновение Они, мои Боги, встретились. Свет неяркий, пробивающийся сквозь тьму, но не пробивающий её, мерцающий, обволакивающий, и словно обнимающий и всё объясняющий. Но всё-таки объяснял всё не Свет, а Музыка — струнные, звучавшие откуда-то сверху, над светом и тьмой, и вокал — из самой сердцевины тьмы. Вивальди. Этот вечный оптимист Вивальди: всё — впереди! Всё-всё! Впереди не только целая жизнь, но и рождение. 
А вот этот сон я уже видел, причём много раз, в детстве он мне часто снился, от него я просыпался всегда в холодном поту, от страха кричал, и, мои Создатели, поднося к моим стучащим зубам стакан с холодной водой, всегда спрашивали у меня: «Что? Что тебе приснилось? Чего ты испугался?» Я никогда не мог объяснить — что это было. Как определить, как назвать то, что не имеет формы? Попробую сейчас: там тьма ворочалась во тьме. В детстве я этих ворочаний боялся, а сейчас, до моего рожденья — нет, не боюсь, это совсем не страшно, потому что теперь я понимаю, что это было всего лишь то, что я видел-невидел-ощущал, после того, как мои Создатели меня создали, но ещё не родили. А вот и огоньки во тьме зажглись, моргают, перемещаются, словно зовут: «Иди сюда!», и тьма сворачивается, схлопывается, свёртывается, и я вижу, как внизу барахтаются и поют белые и пушистые существа. Кто это? Да это же - Я! Я - пришёл! Я пою (без слов): «Я пришёл!» И я вижу Музыку, я вижу как наверху, на парящем в воздухе балкончике сидят эльфы (?!), музыканты (?!), и музыкой приветствуют меня. Я пришёл в этот мир! Мне по вивальдиевски легко и радостно — всё впереди! Пространство вокруг меня ещё раз переворачивается и теперь я смотрю сны через небольшое квадратное окошко. Окно снов. В детстве я любил сидеть на подоконнике и смотреть в окно, я был такой маленький, что целиком там помещался. Обрывки снов, что я вижу в окне, чем-то похожи на театр Дм. Крымова, который я увижу потом, во взрослой жизни: игрушки, из которых я строил мир, улыбающиеся лица родных, цветы, что росли в детстве на подоконнике, мячик, превращающийся в руках, его вращающих, в земной шар — кусочки жизни, которые врезались в меня навсегда, и бесконечный синий мир вдалеке, и руки, руки, руки? Детство — это руки мамы, ласкающие тебя, это — руки папы, который гладит тебя по голове, юность — это крепкие руки друзей, мягкие руки подруг, нежные руки любимых, обнимающие тебя, руки которые тянутся к тебе, а ты тянешь свои руки к ним, руки, которые вибрируют и движутся в том же вивальдиевском ритме, что и мои руки.
Всему своё время, всему своя музыка. Окно сужается, превращаясь в линию, линия — в белую стену, пространство вокруг меня опять опрокидывается, оборачиваясь цветущим садом. Жизнь — это цветущая поляна, или луг, по которому ходят и на котором лежат красивые женщины, на головах у них венки из цветов, и они поют, поют? Поют Гайдна. И в этой музыке есть всё — упоение и наслаждение, радость и нега, мудрость и легкомыслие, расслабление и сила. Жизнь — это изменения, это поток неуловимых изменений — вот только что Она радовала тебя, ты мог протянуть руку и дотронуться до неё, но прошло мгновение (минута, час, день, неделя, месяц, год, десятилетие, век, жизнь, ?) и Она исчезла, превратилась на твоих глазах в россыпь цветных сверкающих блёсток. Из чего сделан этот сон? Из 3D-графики? Из многомерного видео? Из раскрашенных картонок и тряпочек? — Не важно. Важно, что он о главном, о жизни.
Всё заканчивается, за летом приходит осень, время осени жизни, время вспоминать и рассматривать старые фотографии. Пространство сна опять переворачивается, эльфы, цветущие сады и луга исчезают, вместо них — Театр Воспоминаний, депрессивный, минорный Чайковский звучит откуда-то издалека. Мы уже всё знаем, как в этом Театре Жизни всё устроено, изнанка, кулисы Театра нам уже открыты — мы знаем, кто и как в нём делает волны, гром и ветер, двигает тучи, проливает дождь. В Театре Воспоминаний нас удивляет лишь одно — это мы сами, появляющиеся на сцене Воспоминаний: «Я - какое странное слово! Неужели вон тот румяный и пухлощёкий ребёнок в синей матроске и в белых гольфиках с кисточками, и поющий песенку про лодочку — это Я?!»
Когда опадут с деревьев последние жёлтые, пожухлые листья, закончится и осень, последнее время жизни, и наступит ? Не надо, не говори мне что придёт. Я всё равно кожей почувствую ЭТО, когда зазвучит пьяццоловская рапсодия распада. Пьяццола рвёт свои аккорды так, как будто слышишь, как рвётся живая ткань, рвутся последние нити, соединяющие тебя с жизнью. Театр исчез, пространство вокруг меня как будто зачищено, кто они эти серо-белые тени, движущиеся за чёрными полупрозрачными стенами? Неужели вон тот, серого цвета, немощный, еле шевелящийся, похожий на засушенного червяка — это я? Я - какое странное слово. И всё-таки, это я! Я успеваю выдохнуть на обрывистом пьяццоловском аккорде: «Ааа-аа-а» Нет, в следующий раз уже не выдохну. И всё-таки выдыхаю. И ещё раз, и ещё, и … Я дышу! И ещё раз всё перевернётся, и музыканты-эльфы будут уже внутри меня, а откуда-то сверху упадёт чёрный фрак с белой сорочкой. Для меня?! Для меня. Надо одеться, надо собраться, надо-надо. И натянутся эти последние нити, вот-вот они оборвутся, и взгляд надо успеть бросить сверху последний на Землю: «Ой, как всё это похоже на Google Map!» Вот-вот оборвётся! Оборвалось? Всё исчезло, остался лишь ? Театр, на его крохотной сцене — те, с кем ты отыграл этот спектакль под названием Жизнь, кто провожал тебя. Они улыбаются тебе. Но щёлкают створки, и пространство медленно и так быстро схлопывается до узкой щелки, уже и сцены Театра не видно, только узенькая щель, в которую бьёт свет. Погоди! Не закрывай! Щель ещё уже! Ещё чуть-чуть света! Чуть-чуть! Но ? Вот тебе и театр? Дальше — пустое пространство. Тьма. Тьма и больше ничего. Только тьма. Потом — ничего.

Сны

Времена? года?
Театр Музыки и Поэзии под руководством Елены Камбуровой
Постановка и сценография — Иван Поповски


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2


© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100