In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Приречная страна

Аркадия

Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на апрель
Репертуар на май
Репертуар на июнь
Репертуар на июль
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Анна Богатырева
«Porusski.me», 3.03.2025

Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра Фоменко

Спор «физиков» и «лириков» по-английски

Чем дальше развивается театр, тем менее уместно рассуждать, а что такое «идеальная постановка»? Современный театр позволяет играть мужчинам женские роли, и, наоборот, есть спектакли, поставленные в форме танца, спектакли, сыгранные без слов и на языке жестов. Меняются времена, эпохи, костюмы, мотивы персонажей, но, тем не менее, хочется иметь в театральном анамнезе и спектакль, который передаст сюжет пьесы максимально близко к оригиналу с учётом исторического и культурного контекста. Таким спектаклем можно назвать постановку Евгения Каменьковича в Мастерской Петра Фоменко по пьесе Тома Стоппарда «Аркадия» – первую премьеру 2025 года в этом театре.

Et in Arcadia ego…

Аркадия – страна идиллического счастья, наиболее известным выражение стало благодаря картинам Никола Пуссена из жизни аркадских пастухов. Лейтмотив пьесы Стоппарда — тоска о потерянном рае, что особенно остро ощущается в контексте времени создания пьесы, когда человечество увидело ужасы мировых войн и в какой-то степени разочаровалось в идеях гуманизма.

Текст предваряется авторской ремаркой – «воспоминания о будущем в двух актах», что проявляется в том, что действие разворачивается одновременно в двух временных пластах – в начале XIX века и в условно наши дни. Сценограф Андрей Трегубов (для которого это первый опыт работы с Мастерской) погружает зрителя в уютный и предсказуемый мир комнаты большого загородного дома в графстве Дербишир, чем-то напоминающей кукольный домик. При этом в спектакле нашлось место и современным видеопроекциям, отсылающим к альбомам ландшафтного архитектора Хамфри Рептона, упоминаемого в пьесе. И это как раз знакомая нам Англия – Англия готическая, Англия романтическая, Англия пасторальная. Но хорошую пьесу отличает универсальность затрагиваемых ей проблем, и потому уже становятся не таким важным и локации, и имена. Главное – люди всегда и везде одинаковы.

Тринадцатилетняя девочка-подросток Томасина Каверли (Екатерина Новокрещенова) изучает математику и жизнь. К математике у неё явные способности – Томасина формулирует второй закон термодинамики задолго до его открытия. К жизни тоже – у Томасины есть отличный наставник и друг Септимус Ходж (Фёдор Малышев), она не боится шутить и высказывать собственное мнение и с удовольствием познает взрослый мир. Отдельно стоит отметить, насколько удачно вместе смотрятся в паре Томасина вместе с ее матерью леди Крум (Екатерина Смирнова). В девочке уже проявляется очарование и свежесть ее чувственной и обаятельной матушки, и в целом, уже и этой части было бы достаточно для хорошего вечера в театре, но спектакль по воле авторов 20 и 21 столетий оказался гораздо сложнее и интереснее. Параллельно мы наблюдаем исследования увлеченных своей работой филологов Ханны Джарвис (Полина Айрапетова) и Бернарда Солоуэя (Юрий Буторин), и в случайно оброненных фразах понимаем, что история, которая развивается перед нами, глубже и трагичнее.

Несмотря на практически дословную передачу текста и духа пьесы Стоппарда, постановка позволяет себе вступать со зрителем в изящную игру. Ломается четвертая стена, звучат на сцене стихи Пушкина и Байрона (который является незримым участником некоторых конфликтов пьесы), в определенные моменты включается песня Rolling Stones, тонкие образцы английского юмора чередуются со сленговыми словечками – и все это играет на то, что 4 часа спектакля пролетают на одном дыхании. 

Отдельное удовольствие – разглядывать костюмы персонажей. Все связи между героями пьесы проявляются в парных цветах и элементах одежды, которая отражает лучшее, что представляет из себя английский стиль – удобство, скромность, изящество и комфорт.

Актерский состав, как всегда, гармоничен и слажен, труппу Мастерской в целом отличает особенный контакт со своим зрителем, но невозможно не отметить отдельно игру Екатерины Новокрещеновой. Это первая роль актрисы в театре с момента присоединения к труппе, и ее энергия и задор охватывают весь зрительный зал, от первого до последнего ряда. Прекрасные актерские работы демонстрируют Павел Яковлев в роли дворецкого Джелаби (или все же автора?Вопрос!), Иван Верховых (поэт Эзра Чейтер), София Лукиных (Хлоя Каверли) и Дмитрий Рудков в роди влюбленного в Ханну скромного математика с аристократическими корнями.

Возвращаясь к названию пьесы и постановки, спектакль тоже получился немного «Аркадией» для театра. Пусть и не потерянным раем – и это прекрасно, что рай где-то рядом, что есть театр, который развлекает и радует глаз, но при этом дает пищу для ума и сердца.

Источник: Porusski.me


Другие статьи



© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100