In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Приречная страна

Аркадия

Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на апрель
Репертуар на май
Репертуар на июнь
Репертуар на июль
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ




«mos.ru», 7.03.2025

Математика, любовь и смерть: в «Мастерской Петра Фоменко» представили новую «Аркадию»

Новый спектакль художественного руководителя «Мастерской Петра Фоменко» Евгения Каменьковича «Аркадия», премьера которого состоялась 6 февраля, обещает стать одной из наиболее значимых постановок театра последних лет.

Творчество сэра Тома Стоппарда хорошо знакомо российскому читателю и зрителю и любимо ими во многом благодаря талантливому переводчику Ольге Варшавер и Алексею Бородину, руководителю Российского академического молодежного театра. На сцене «Мастерской Петра Фоменко» «Аркадия» появилась неслучайно: Каменькович уже ставил ее в 1999 году на режиссерском факультете ГИТИСа, и участвовали в постановке Ирина Пегова, Евгений Цыганов и Павел Баршак — тогда студенты последних курсов Фоменко.

В то время «Аркадия» еще не успела стать культовой. Пьеса написана в 1993 году. Премьера прошла в Королевском национальном театре со звездами Руфусом Сьюэллом и Биллом Найи, а в 1994-м «Аркадия» удостоена премии Лоренса Оливье и с тех пор считается одной из вершин творчества Стоппарда. Интересно, что, помимо литературных премий, пьеса номинировалась и на премии научные.

Формула успеха

Успех «Аркадии» Стоппарда обеспечивают все составляющие мейнстримного постмодернизма: множественные отсылки к истории мирового искусства, научная подоплека и игры со временем искусно сплетены с легкими и остроумными диалогами, простыми любовными перипетиями, элементами детектива и высочайшим владением искусством шутки.

Успех «Аркадии» Каменьковича — в смелом сценографическом прочтении авторских ремарок, фирменной «фоменковской» игре и умении искренне увлечь зрителя на четыре часа миром математических формул, садового искусства и английской аристократии начала XIX века.

Необходимые данные

Перед началом действа зрителю в видеоформате сообщаются вводные сведения. Оригинальное название пьесы — крылатое латинское выражение Et in Arcadia ego — сокращено автором по соображениям коммерческим. Предполагается, что большинство из тех, кто знает, что и в Аркадии есть смерть, билеты на Et in Arcadia ego покупать не станут. И те, кто знали, и те, кто пришел в «Мастерскую Петра Фоменко» за хорошим концом, разобрались во всем без труда и с удовольствием. Это выражение вошло в мировую культуру в трактовке: «И (даже) в Аркадии я [смерть] (есть)» и призвано напоминать, что даже в райском саду смерть неминуема. К этому сюжету обращались старые мастера живописи, из самых известных — Никола Пуссен, Себастьян Бурдон и Гверчино, традиционно изображая на фоне идиллического пейзажа пастухов и череп или саркофаг, указывающий на присутствие смерти. Картину Гверчино мы видим в проекции на сцену. Приводится перечень действующих лиц, из которых особо выделен лорд Байрон, на сцене, однако, не появляющийся.

Неравенство. Гении и бездари

1809 год. Огромное загородное поместье лорда Крума — Сидли-парк в графстве Дербишир. 13-летняя Томасина Каверли интересуется у домашнего учителя Септимуса значением выражения «карнальное объятие». Вопрос этот лишь задает тон действию и вводит зрителя в курс происходящего между взрослыми. Их судьбы не так занимают девушку. Будучи умнее окружающих, она более обеспокоена недоказуемостью теоремы Ферма. Выписывая бесконечные итерации уравнений и смешивая пудинг с вареньем, она постигает второй закон термодинамики задолго до того, как тот был сформулирован. Она пробует вывести формулу будущего и объявляет Бога ньютонианцем. Ее реплики сходу задают высокую интеллектуальную планку.

Септимус уличен в связи с женой гостящего в поместье третьеразрядного поэта Чейтера. Специалист в ландшафтной архитектуре Ричард Ноукс по заказу лорда Крума «переиначивает Божий сад сообразно новому понятию о Боге» — придает пейзажу романтические черты и устраивает в парке эрмитаж. Только обязательного атрибута — отшельника — на примете нет. В это же время в поместье прибывает особенный гость — не кто иной, как лорд Байрон, однокашник Септимуса. Именно этот факт станет предметом исследования персонажей в наши дни.

Действие разворачивается попеременно, то в XIX, то в XX веке. В новом столетии мы встречаем потомков аристократического рода — биолога-математика Валентайна Каверли, его в меру легкомысленную сестру Хлою и двух гостящих исследователей — литературоведа Бернарда и писательницу Ханну. Бернард пытается установить, чем занимался Байрон эти два дня своей жизни, приписывает ему убийство на дуэли Чейтера, заявляет об этом в научных кругах и в итоге становится посмешищем. Более хладнокровная Ханна, автор бестселлера о Каролине Лэм и ее романе с Байроном, участвует в раскопках сада и пишет книгу об отшельнике Сидли-парка. По ее словам, он — веха, чьей жизнью она измеряет «нервный срыв, который претерпело романтическое мироощущение».

События XIX века исследователи восстанавливают по расходным книгам, садовым книгам леди Крум и охотничьим — лорда Крума, или «календарю убоя», как называет их «не гость, но и не слуга» Септимус, подчеркивая: «Смерть повсюду, даже “здесь, в Аркадии”». Именно Септимус, как выясняет Ханна, и стал отшельником в пейзаже Сидли-парка. После гибели Томасины он удаляется в затвор. Посмертно найдено множество листов, испещренных «каббалистическими закорючками с доказательством скорого конца света». На самом деле он продолжил дело Томасины в ответ на брошенное ей в последнюю встречу: «Просто ты слаб! Духом и сердцем! Надо найти выход из лабиринта».

В финале персонажи соединяются в пространстве и танцуют под Rolling Stones, а Томасина просит Септимуса научить танцевать вальс. «Когда будут раскрыты все тайны и утрачен последний смысл, мы останемся одни». «И будем танцевать», — завершает Томасина.

Алгоритм

Постановщики — Евгений Каменькович и художник Алексей Трегубов, впервые работающие вместе, — взяли на себя смелость пренебречь важной авторской ремаркой: все действие разворачивается в одной и той же комнате. В спектакле пространство сцены все же состоит из двух комнат, зеркально отражающих друг друга. Это весьма выигрышное решение для зрительского восприятия. Другая важная часть сценографии — видеопроекции математической абстракции, наглядно объясняющие зрителю то, что занимает умы героев. Для этого авторы прибегли к помощи Курчатовского и Лебедевского институтов, а все эти формулы, собирающиеся в геометрический узор, Алексей Трегубов рисовал вручную.

Удачная находка — механическая черепаха, которая в первом действии движется по сцене в одну сторону, во втором — в обратную. Для участников постановки она стала маскотом и членом команды. Зрительский глаз замечает ее не сразу, но к середине становится очевидно: именно этот персонаж напрямую соединяет эпохи и является носителем истинного знания о том, что происходило в этом доме. В XIX веке она принадлежит Септимусу и зовется Плавтом в честь римского комедиографа. В XX это семейный любимец, безмолвный хранитель родовой истории с ироничной кличкой Молния. На момент окончания пьесы Плавту 293 года, и, возможно, то, что мы видим на сцене — это его «воспоминания о будущем», как авторы обозначили жанр спектакля.

Еще одна заслуга Каменьковича — безупречный актерский состав. Помимо давно состоявшихся Юрия Буторина, Ивана Верховых, Федора Малышева и Полины Айрапетовой, в «Аркадии» есть и два ярких дебюта. Выпускница ГИТИСа Екатерина Новокрещенова блистательно воплотила образ Томасины, а ученица Кирилла Пирогова в Щуке София Лукиных не менее хороша в роли Хлои. Без их невероятной, искренней и истовой энергии спектакль определенно не получился бы таким удачным.

Решение уравнения. Аркадия

Аркадия, хоть и недоступная зрительскому глазу, присутствует в диалогах, постоянно сквозит в окнах этой «комнаты с видом». Она выглядит именно так, как было принято изображать старыми мастерами, только разгадать тайну смерти среди развалин собрались не малограмотные пастухи, как у Бурдона и Пуссена, а такая же малограмотная творческая интеллигенция.  Пропасть между героями XIX столетия и современниками разверзается. В Аркадии люди переразбивают многогектарные сады вслед за переменами во взглядах на философию и пытаются разгадать тайны мироздания. Среди руин Аркадии их комичные потомки силятся разобраться в мотивах поступков своих предшественников, исследуя частные архивы в поисках разной степени изящности гипотез.

Теорема Ферма была доказана (вскоре после первой премьеры «Аркадии»), но кое-что за эти два века осталось неизменным. Аристократия все так же милей иных общественных классов, любовь все так же движет людьми, но с меньшей силой. Все процессы происходят так, что вещество переходит из состояния менее вероятного в состояние более вероятное. Горячее становится теплым. Только остывший пудинг для пытливого ума в Аркадии оказывается одним из ключей к пониманию теории хаоса, а мастера окололитературных загадок обсуждают значение слова «тривиально». В стародавнее время герои живут своей подлинной жизнью и ищут «формулу будущего», в наши дни — остроумно разглагольствуют, пытаясь объяснить чужое прошлое. Смерть несправедливо настигает Томасину, потенциалом превосходящую Байрона, так и не появившегося на сцене. Катарсис возникает там, где зритель понимает всю вторичность современных жителей Сидли-парка и всего XX века и сам ощущает себя пастухом среди руин минувшего. Жизнь осталась в далекой Аркадии, а сама Аркадия — в нашей голове.

Источник: mos.ru


Другие статьи



© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100