In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Приречная страна

Аркадия

Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на апрель
Репертуар на май
Репертуар на июнь
Репертуар на июль
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Юлия Зу
«Musecube.org», 15.10.2018

Москва изменилась, а люди в ней все те же

Москва узнается: вот она, современная, с грохотом электронной музыки, осоловевшими лицами, где сквозь биты, бывает, прорывается философский разговор. Например, об Иисусе и Понтии Пилате. Так дерзко, стильно и очень смело начинается версия булгаковского романа на сцене Мастерской Петра Фоменко. В роли режиссеров выступили Федор Малышев и Полина Агуреева. Достаточно большой риск: выпускать на сцене театра с именем спектакль по произведению, который не читал разве что ленивый, и сделать это так, чтобы эта постановка не встала в один ряд с уже существующими. И это удается: о таком спектакле непременно будут говорить.

Фоменковской легкости тут не будет – Москва – большая тусовка, грубоватая, резкая, такая, как сейчас. «Главное решение спектакля, большей его части, что Москва — это такая современная тусовка на Патриарших прудах или где-то ещё. Мне кажется, что это произведение про веру, такую настоящую, и про любовь. И это во многих спектаклях почему-то куда-то пропадает», — рассказывал о спектакле один из его авторов, Федор Малышев. Но было бы очень грубо называть спектакль «осовремененным», настоящий театр (коим, бесспорно, является Мастерская Петра Фоменко) не может делиться на «классический» и «современный», такие рамки для него слишком примитивны.

Скорее, это некая попытка освободиться от привязки ко времени вообще – оно в спектакле растворяется и превращается в некий единый поток. Вечный Воланд (Алексей Колубков) и его свита – всегда вне времени. Остаются вечными Мастер (Томас Моцкус) и Маргарита (Полина Агуреева), а библейские события и события московских глав происходят одновременно, в некой параллели.

Чувствуется, что создателям максимально хотелось сохранить калейдоскоп событий начала романа. Настоящая чертовщина происходит в первом действии. И это чертовщина в квадрате, приятно пугающая особенно тех, кто хорошо знает роман. Вместо избитого образа головы Берлиоза нам выносят его обезглавленное тело, умышленно и явно тряпичное, Степа Лиходеев порхает над сценой, а несчастного поэта Бездомного в клинике встречает вовсе не профессор Стравинский, а свита Воланда: Коровьев (Федор Малышев взял на себя, пожалуй, самую игровую роль), кот Бегемот (Игорь Войнаровский), и Азазелло. Про образ Азазелло хочется рассказать отдельно, так как очень свежо решение объединить двух героев: Азазелло и рыжую ведьму Геллу в одном персонаже. С этой задачей безупречно справилась Галина Кашковская.

Весь спектакль максимально демонический. Костюмы (Павел Каплевич) выглядят устрашающе, особенно прекрасна в них массовка. Надо сказать, что в какой-то момент появляется ощущение модного показа. Но что самое важное, что будет отличать этот спектакль от других – это сцена в Варьете.

Вернее, полное ее отсутствие. Казалось бы, «Мастера и Маргариту» можно ставить только ради этой сцены – так уж она и просится? Со всей своей театральностью. Но после того, как Коровьеввыкрикивает в зал: «Антракт, негодяи», публика смиренно направляется в фойе пить шампанское и веселиться. Иначе не получится, так как пространство фойе превращено неожиданно в нечто клубное: на сцене «оркестр» Жоржа Бенгальского (Дмитрий Рудков, который вообще исполняет в спектакле сразу несколько ролей), музыкальные инструменты (альт, аккордеон, ударные) положены на биты. Диджей жжет, народ тусуется. Пока неожиданно в фойе не выключится свет и на экране не появится лицо Воланда, заявляющего, что только квартирный вопрос испортил москвичей. Второе действие обретает бОльшую серьезность. Мелкокалиберная нарезка мистических событий постепенно угасает и впору Маргарите становиться ведьмой. Сцена, которая скрепляет спектакль, как стержень – это полет Маргариты. Для Полины Агуреевой это почти моноспектакль в миниатюре. Основным средством художественной выразительности становится барабанная установка. Так, громко и неистово, она разносит квартиру ненавистного критика Латунского и под стук собственного волнующегося сердца отправляется на бал к Воланду.

Сцена бала, которую многие трактуют как увеселительное мероприятие с невероятным шиком и размахом, подана сквозь фокус Маргариты, для которой это не веселье, а мука. Висельники и убийцы крадутся к Маргарите по-паучьи страшно, и вся эта сцена охвачена серым мороком. Как бы то ни было, любой интерпретатор в праве фокусироваться на тех или иных событиях произведения. Из нового спектакля Мастерской Фоменко ничего не выпадает, он выглядит цельным, но при всей своей напускной тусовочности не теряет исконного смысла – «Москва изменилась, а люди в ней все те же».

Источник: Musecube.org


Другие статьи



© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100