|
«mos.ru», 25.09.2025
Капитализм, безумие и «Четыре дня в 25-м кадре»Для «Мастерской Петра Фоменко» премьера спектакля «Четыре дня в 25-м кадре» — как большой семейный праздник. В театре, который не так уж часто обращается к современным текстам, новую пьесу Ольги Мухиной ждали с нетерпением.
Свой автор
Отношения Ольги Мухиной и «Мастерской» в само деле сродни семейным. Впервые они обрели друг друга в 1995 году, когда Кирилл Пирогов и Андрей Приходько приняли участие в читке пьесы «Таня-Таня» на семинаре молодых драматургов в Любимовке, а Петр Фоменко вскоре сделал из нее один из главных хитов своего театра.
Евгений Каменькович тоже сразу увидел в Ольге Мухиной своего автора и ставил ее пьесы «Ю» и «Летит» со студентами в Российском институте театрального искусства — ГИТИСе. Уже приняв художественное руководство «Мастерской», он заказал драматургу новый материал: пьесу «Олимпия» поставил в 2014 году Евгений Цыганов, это стало его первой театральной режиссерской работой. И вот спустя десятилетие Ольга Мухина снова написала пьесу специально для «Мастерской», что само по себе редкость. Тем больше ответственность создателей и тем горячее любопытство и ожидание зрителя, в особенности постоянного.
Сюжет и детали до самой премьеры держали в секрете. Известно было лишь одно: действие будет происходить в элитной психиатрической клинике «Зябликово». Начиная с Антона Чехова и Михаила Булгакова, в течение всего ХХ века — с его «Над кукушкиным гнездом» Кена Кизи, «Чапаевым и Пустотой» Виктора Пелевина и даже «Планетой Ка-Пэкс» Джина Брюэра вплоть до новейших текстов, например Романа Михайлова, — авторы все чаще в поисках своих персонажей помещали их в психиатрические больницы.
Такой ход дает почти неограниченную свободу: в стенах подобных заведений практически любую историю можно подать в отрыве от действительности, любые аллюзии и намеки на реальность — списать на художественный вымысел и случайные совпадения. Границы допустимого размыты и одновременно очень четки — здесь можно все. Впрочем, психическое расстройство уже давно звучит как приговор современному обществу. В постановке к этому добавляется и фокус волшебного 25-го кадра.
Мир русского «Зябликова»
На первом плане постановки «Четыре дня в 25-м кадре» — история семьи, задумавшей спешно эмигрировать, предварительно забрав сына из санатория «Зябликово». В списке персонажей — отец, мать, сын, любовница отца, возлюбленная сына, «подруги невесты» и представители то ли администрации клиники, то ли демиургических сил. Санаторий для душевнобольных оказывается легко проницаем и для посторонних, и для напитков разной крепости. Поэтому череда событий происходит на сцене в виде эстрадных комических номеров, исполняемых «командой КВН “Санаторий “Зябликово”». Среди них — танцы, стендап-монологи, скетчи, вокальные партии, гербарий из шуток, гэгов и абсурдистского юмора.
Действие пьесы, состоящей из 25 сцен в соответствии с названием, разделено на четыре дня. Как справедливо замечает один из персонажей: «25-го кадра не существует, и, возможно, кто-то должен из него выйти».
Постановщики во главе с Евгением Каменьковичем создают на сцене пространство русской усадебной сказки. Пациенты и руководство клиники проводят время на многогектарных русских просторах, рыбача у плеса, собирая грибы в летнем лесу и иные плоды в райских садах, плетя венки в таких же райских полях. Для онегинской усадебной простоты недостает разве что приготовления варенья, зато есть номер с соревнованием настоек и арт-терапия на живописном, как и вся территория «Зябликова», пленэре. Однако нахождение в эмпиреях самого прекрасного не уменьшает страданий героев.
Любовь и прочие расстройства
Сумасшедший красавец Борис Бабочкин, отправленный родителями ненадолго в «Зябликово», находит себя и любовь — святую женщину Ирину. Он хочет казаться безумным, делает это, на свой взгляд, и эффектно, и неотразимо, но ни администрацию клиники, ни зрителя обмануть не может.
Другая линия — отец Бориса, Мужчина-Нарцисс с чересчур говорящей фамилией Подлецов, и мать, Женщина-Бабочка по имени Таня (очевидно, с намеком на тезку из пьесы «Таня-Таня» Ольги Мухиной). Но в именах героев не стоит искать отсылок к Овидию или греческой бабочке-душе, Психее. Так их назвал, исходя из своего неполного образования и заурядных смыслов, любящий сын. Они безвольно и безрезультатно пытаются помешать любви Бориса и Ирины. У этих симпатичных героев в затянувшемся кризисе ликвидности также хватает забот — в первую очередь капиталистических, материальных, но и духовных тоже. Кризис семейных отношений давно подступал, да еще давняя подруга Мужчины-Нарцисса оказывается так близко. И заканчивается эта близость травмами как душевными для каждого, так и физическими для отца Бориса (после комичного, в духе чеховских рассказов, приключения на озере).
25-й кадр
Любовь Бориса и Ирины осложняется скрытым и открытым соперничеством двух других пациенток — Ады и Раи. Этих женщин по-разному испытывала жизнь и в спорте, и в отношениях с мужчинами (и в итоге убивает через закусывание квашеной капустой). «Люди сами создают рамки и потом от этого страдают», — произносит один из героев. Кого-то жизнь убивает, кого-то милует, но милости достойна только настоящая любовь: Ирина остается толерантной к квашеной капусте и уходит после всех испытаний «Вальпургиевой ночи» в закат с возлюбленным Борисом. Герои навсегда останутся жить в «Зябликове», долго и счастливо. Судьбы же остальных выживших продолжат катиться по своим колеям, комической и трагической, но далеко из этих мест им тоже не уйти.
Комедия превращается в трагедию, красноречивая и легкая социальная сатира становится едва ли не философской сказкой о любви и вере. Ольга Мухина подтверждает свой статус сильного драматурга, а «Мастерская Петра Фоменко» — очень живого театра. Туман рассеивается, и проступают истинные смыслы.
Источник: mos ru
Последние статьи о театре- 4 дня в 25 кадре, Полина Санаева, «Сноб», 10.10.2025
- Новую пьесу Оли Мухиной о психбольнице поставили в «Мастерской Петра Фоменко», Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 8.10.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили спектакль о поколении «снежинок» по пьесе Оли Мухиной, Татьяна Филиппова, «Российская газета», 7.10.2025
- Любовь в 25-м кадре, Татьяна Тафинцева, «The Art Newspaper Russia», 6.10.2025
- 4 дня в 25 кадре: борщ в меню «фоменок», Ольга Владимирская, «Musecube.org», 26.09.2025
- Капитализм, безумие и «Четыре дня в 25-м кадре», «mos.ru», 25.09.2025
- Выживут только любовники: каким получился спектакль Мастерской Фоменко про зумеров, Яна Жиляева, «Forbes», 25.09.2025
- Сирано, 25-й кадр и как все нервны
, Ксения Позднякова, 24.09.2025
- Извечный приют влюбленных и гениев: «Мастерская Петра Фоменко» удивляет 25-м кадром, Елена Булова, «Московская правда», 22.09.2025
- Карэн Бадалов: «В нашем театре всё основано на любви», Елена Шершень, «Полиция России», 30.08.2025
- «Тёркин» в «Мастерской Петра Фоменко»: коллективное сознательное, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 27.06.2025
- В Мастерской Петра Фоменко дают спектакль «Тёркин», Анна Чепурнова, «Российская газета», 18.06.2025
- «Пугачёв», Валерия Сазонова , 16.06.2025
- Одиннадцать Теркиных на одной сцене: состоялась премьера в Мастерской Фоменко, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 19.05.2025
- «Тёркин» в Мастерской Фоменко, Екатерина Данилова, «Театральный журнал (блог)», 16.05.2025
- «Приречная страна»: норвежский лес в «Мастерской Фоменко», Ирина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 16.04.2025
- В Мастерской Петра Фоменко представили спектакль о жизни в Приречной стране, «ВГТРК «Культура»», 7.04.2025
- Наука любви, Катерина Антонова, «Петербургский Театральный Журнал», 1.04.2025
- Александра Кесельман: «Мы стремились сделать акцент на сложности и поэтичности взаимоотношений между мужчиной и женщиной», Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2025
- «Аркадия»: обратно к человеку, Наталья Витвицкая, «Ведомости», 21.03.2025
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |