|
«Театральный журнал (блог)», 31.10.2025
«Мастерская Петра Фоменко» зажигает рассвет над КилиманджароСегодня, 31 октября, состоится премьера спектакля «Старик и море». Играть Хемингуэя будут в камерном формате, в самом малом из пространств театра (если не считать лестниц и фойе, где периодически тоже случаются спектакли) — Сером зале на 112 человек.
С этой постановкой на сцене «Мастерской» дебютирует Иван Шалаев, выпускник режиссёрской мастерской Юрия Бутусова в ГИТИСе. В активе у Ивана две большие работы — дипломная «Буря» и «Белые ночи» в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской. Премьеру у «фоменок» готовили долго. Изначально её предполагалось выпустить в прошлом сезоне; по свидетельству худрука театра Евгения Каменьковича, «Старик и море» пережил три редакции, каждая из которых фундаментально отличалась от предыдущей. Жанровое определение — «Пробы и ошибки», что вписывает спектакль в традицию «Мастерской» (Пётр Наумович устраивал со своими актёрами «Вечера проб и ошибок», из которых порой вырастали полноценные репертуарные работы).
Рассказывая о своей работе над постановкой, Иван Шалаев вспоминает об уроках Юрия Бутусова — и прежде всего, о подходе мастера к сочинению пространства, «воспитанию глаза». Молодой режиссёр занял на курсе «нишу человека, который ставит фонари» — и именно свету отведена ключевая роль в спектакле «Старик и море». «Свет иногда может сказать больше, чем декорация, — говорит Иван Шалаев, — потому что свет — это воздух, который меняет пространство, он многогранен, может дышать, быть ритмом. В нашей истории это особенно важно, поскольку мы идём через минимализм — пустое пространство и человечек, накрепко привязанный к чему-то неизмеримому». Ещё одно замечание: «Свет, к которому мы стремимся в этой истории — закат и рассвет над Килиманджаро, момент, когда мир ещё велик и прекрасен, когда всё ещё возможно».
Путешествие Старика режиссёр сравнивает с судьбой героя своей предыдущей работы — шекспировского Просперо. «Отказ от своей магии, осознание, что ты всего лишь человек в бесконечном стремлении поймать солнце» — вот основные этапы его пути. Роль Старика исполнит Анатолий Горячев. Кроме него в постановке занят только один актёр — Владислав Ташбулатов, он сыграет Мальчика. Спектакль создаёт небольшая творческая команда. Большинство полномочий сосредоточено в руках режиссёра (как признаётся Иван, многие «бутусовцы» вообще с трудом срабатываются с посторонними художниками). Световую палитру создаёт Нанна Шех, саундтрек пишет Алия Гришель, известная прежде всего по мюзиклам (с ней Шалаев выпустил петербургские «Белые ночи»), и хореограф Александр Николаев.
В заключение отметим, что повесть Эрнеста Хемингуэя — материал, весьма востребованный на театре. Меньше месяца назад в Москве Театр им. Евг. Вахтангова представил моноспектакль Павла Сафонова (в главной роли — Григорий Антипенко). Вообще же за год, как правило, успевает выйти несколько версий «Старика и моря» — в 2025 году была также кукольная драма Дмитрия Гаврилова в сургутском Театре актёра и куклы «Петрушка».
Источник: Театральный журнал
Последние статьи о театре- ПРЕМЬЕРА в Мастерской Петра Фоменко: «Старик и море», «ТГ канал Kate_pro_dosug | Афиша, дети и Москва», 31.10.2025
- Иван Шалаев в «Мастерской Фоменко» ставит «притчу о победе и поражении», Елена Алдашева, «Театръ», 31.10.2025
- «Мастерская Петра Фоменко» зажигает рассвет над Килиманджаро, «Театральный журнал (блог)», 31.10.2025
- «4 дня в 25 кадре» Оли Мухиной в «Мастерской Петра Фоменко», Никита Балашов, «Ревизор.ru», 20.10.2025
- 4 дня в 25 кадре, Полина Санаева, «Сноб», 10.10.2025
- Новую пьесу Оли Мухиной о психбольнице поставили в «Мастерской Петра Фоменко», Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 8.10.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили спектакль о поколении «снежинок» по пьесе Оли Мухиной, Татьяна Филиппова, «Российская газета», 7.10.2025
- Любовь в 25-м кадре, Татьяна Тафинцева, «The Art Newspaper Russia», 6.10.2025
- 4 дня в 25 кадре: борщ в меню «фоменок», Ольга Владимирская, «Musecube.org», 26.09.2025
- Капитализм, безумие и «Четыре дня в 25-м кадре», «mos.ru», 25.09.2025
- Выживут только любовники: каким получился спектакль Мастерской Фоменко про зумеров, Яна Жиляева, «Forbes», 25.09.2025
- Сирано, 25-й кадр и как все нервны
, Ксения Позднякова, 24.09.2025
- Извечный приют влюбленных и гениев: «Мастерская Петра Фоменко» удивляет 25-м кадром, Елена Булова, «Московская правда», 22.09.2025
- Карэн Бадалов: «В нашем театре всё основано на любви», Елена Шершень, «Полиция России», 30.08.2025
- «Тёркин» в «Мастерской Петра Фоменко»: коллективное сознательное, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 27.06.2025
- В Мастерской Петра Фоменко дают спектакль «Тёркин», Анна Чепурнова, «Российская газета», 18.06.2025
- «Пугачёв», Валерия Сазонова , 16.06.2025
- Одиннадцать Теркиных на одной сцене: состоялась премьера в Мастерской Фоменко, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 19.05.2025
- «Тёркин» в Мастерской Фоменко, Екатерина Данилова, «Театральный журнал (блог)», 16.05.2025
- «Приречная страна»: норвежский лес в «Мастерской Фоменко», Ирина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 16.04.2025
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |