In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Алдашева
«Театръ», 31.10.2025

Иван Шалаев в «Мастерской Фоменко» ставит «притчу о победе и поражении»

Сегодня, 31 октября, на Старой сцене «Мастерской Петра Фоменко» пройдёт премьера спектакля Ивана Шалаева «Старик и море» по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя.

Выпускник ГИТИСовской мастерской Юрия Бутусова Иван Шалаев зачастую работает над своими спектаклями не только как режиссёр, но и как художник. Камерный спектакль «Старик и море» не станет исключением. Шалаев рассказывает: «В мастерской Юрия Николаевича нас учили мыслить через визуальный образ, через красоту, воспитывали наш вкус — каждый день. Юрий Николаевич приглашал к нам на занятия (художников Александра) Шишкина, (Максима) Обрезкова. Пространству уделялось очень много времени, много споров, поисков — и это то, чему Бутусов нас учил. Мне кажется, все мои однокурсники очень талантливо и активно работают с пространством, часто создавая его сами. Я на курсе занял нишу человека, который ставит фонари и выводит их, и мне стало нравиться сочинять свет. Свет иногда может сказать больше, чем декорация, потому что свет — это воздух, который меняет пространство, он многогранен, может дышать, быть ритмом. В нашей истории это особенно важно, поскольку мы идём через минимализм — пустое пространство и человечек, накрепко привязанный к чему-то неизмеримому».

Подробнее об этом «неизмеримом», соединяющем дуэт артистов двух поколений — исполнителя роли Старика Анатолия Горячева и играющего Мальчика Владислава Ташбулатова, — говорится в пресс-релизе: «Старика и Мальчика в спектакле Ивана Шалаева разлучить не получится. Они связаны не только разговорами о бейсболе и великолепном Джо Ди Маджо, чемпионе из чемпионов, но и общей — врезавшейся в кожу до крови — бечевой. Леской, которую неумолимо и мощно тянет за собой Рыба, столь огромная и прекрасная, что смотреть на неё приходится, запрокинув голову в небо. Рыба заставляет Старика бороться с чёрными волнами и препираться с собственной, раненой и бесполезной, рукой, бегать по кругу и бешено приплясывать в надежде удержать добычу. Она заставляет в конце концов себя одолеть и убить только для того, чтобы весь триумф и радость победы разнесли в кровавые клочья жадные акулы. Среди всей этой напрасной и страшной борьбы маленькая выбившаяся из сил птичка опускается на туго натянутую рукой Мальчика бечёвку и, отдохнув, летит над чёрным полотнищем моря дальше – к берегу».

Иван Шалаев любит не только создавать визуально выразительные спектакли, но и представлять в них образ природных стихий — неслучайно его дипломной работой была постановка шекспировской «Бури». Образ воды, который был одним из центральных в той постановке (а сейчас, после трагической смерти его мастера, очевидно, обретающий и новые смыслы) был важен и для недавней премьеры Шалаева и его первой работы в родном Петербурге — спектакля «Белые ночи» в Театре имени Комиссаржевской.

«Старик в нашей истории проходит через те же этапы, что и Просперо в “Буре” Шекспира: отказ от своей магии, осознание, что ты всего лишь человек в бесконечном стремлении поймать солнце, — говорит Иван Шалаев. — Когда старик был мальчиком, он плавал к берегам Африки и по вечерам видел, как на отмель выходят львы. Для меня это и есть свет этой истории — юность, открытость миру, чудесам, сила без страха. Ты не боишься ничего — ни силы, ни величия, ни собственной уязвимости. Свет, к которому мы стремимся в этой истории, — закат и рассвет над Килиманджаро, момент, когда мир ещё велик и прекрасен, когда всё ещё возможно».

«”Старик и море” — спектакль-притча о радости победы, которая оборачивается настоящим поражением, — сказано в анонсе. — Но и о том, что даже самое горькое поражение может ознаменовать торжество человеческого духа».

Помимо Ивана Шалаева — режиссёра, художника и автора инсценировки, — в постановочной команде спектакля художник по свету Нанна Шех, ассистент художника Варвара Бабошина и композитор Алия Гришель. Как хореограф над премьерой работает артист «Студии театрального искусства» Александр Николаев.

Источник: Театръ


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80


© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100