In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ




«ТГ канал Kate_pro_dosug | Афиша, дети и Москва», 31.10.2025

ПРЕМЬЕРА в Мастерской Петра Фоменко: «Старик и море»

- Если не будете лениться, сможете увидеть историю, которую вот-вот смоет обратно в море.

За «Старика» этой осенью взялись театральные режиссеры. Вот и в «фоменки» сегодня представили премьеру от Ивана Шалаева, он здесь и за режиссера, и за художника, и за автора инсценировки.

%F0%9F%91%89Тихий шепот волн доносится из-за кулис, гул в зрительном зале моментально смолкает. Тишину режет мелодичный звук колокольчика:
Динь-динь-динь. Добро пожаловать на Кубу, к самому невероятному старику из всех возможных.

Актер Анатолий Горячев удивляет своим прочтением этой роли: вместо степенной мудрости здесь ярость и борьба, вместо статики и неторопливого рассказа — лихо закрученные витки веревки и даже галоп по кругу. Постановка получилась стильной, неожиданной и интересной. А уж детали!

%F0%9F%91%89Безусловно, наши с вами глаза будут прикованы к нему, старику, человеку, который говорит о море как о женщине. Человеку, которому никогда не бывает скучно одному в лодке. Человеку, которому рыба — друг, но он должен ее убить. Но не заметить рядом «мальчика», которого играет Владислав Ташбулатов, не получится. Во-первых, он дает этой картинке миллион эмоциональных оттенков. Во-вторых, прекрасно звучит. В-третьих, превращает свою руку в альбатроса с помощью черной перчатки, двух перьев и актерского мастерства. То ли птица, то ли надежда, то ли сила воли кружит вокруг старика Сантьяго, тихонечко щипая его за рукава:

- Вставай, старик, борись, борись.

И он встанет, потому что огромная сила внутри уже стареющего тела не может не сопротивляться, даже если отказывает одна рука:

- Отдохни хорошенько, маленькая птичка. А потом лети к берегу и борись, как борется каждый человек, птица или рыба.

%F0%9F%91%89И Сантьяго встает, смотря в зал безумными глазами. А через секунду нежно прижимается щекой к веревке, что связывает его и гигантскую рыбу:
- Я люблю тебя, но я убью тебя!

%F0%9F%91%89А что же рыба? Режиссер Иван Шалаев не покажет нам ни хвоста, ни чешуи. Но весь час (ровно столько длится постановка) на вас периодически будут смотреть 2 гигантских прожектора. Да что уж: в душу вам заглянут. Ведь противостояние рыбы и человека — это и про любовь тоже, как ни странно. В схватке с рыбой старик Сантьяго вспоминает себя молодым, ищет свое место в жизни, и хочет всеми силами доказать, что достоин этого уважения. Да, даже тогда, когда в шутку будет скакать галопом по круглой сцене. Тем более тогда. Потому что схватка его — на износ. Актер вкладывает в образ марлина что-то большее, чем добычу. Эта рыбина — и есть испытания, этот океан — и есть внутренний мир Сантьяго.

%F0%9F%91%89Знаете, Горячев удивительным образом отличается от того видения старика, который сидел в моей голове после прочтения книги. У него старик вышел не стариком, а одним сплошным клубком мышц и нервов. Но тем интереснее было следить за тем, как этот самый клубок сначала наматывает на себя веревки, а затем снимает с себя и их, и слои, эмоционально оголяясь до сердцевины. Бейсбол, миска с рисом — всё шелуха, когда ты один на один со своим марлином.

%F0%9F%91%89Художник по свету Нанна Шех подчеркивает эту порывистость и резкость, борьбу и противоречие контрастами:
 — Щелчок, и на сцене — двое,
 — Щелчок, и на сцене — огромные глаза.

А как великолепно смотрелись на их фоне мальчик и старик! Словно говоря своими фигурами:
- Я маленький человек, мне надо куда-то плыть.

%F0%9F%91%89Человека можно уничтожить, но его нельзя победить. Хемингуэй ведь писал об этом. Никакие акулы не убьют вашу мечту, потому что вы уже ее исполнили. Эту мысль подхватывает в спектакле и неожиданно возникающий радиоведущий (Владислав Ташбулатов). И вот уже круглая сцена с контрастным светом и сценическим дымом превращается в поле битвы за прозрачной вуалью.

-Акула обходит одного, второго….

Темп спектакля нарастает, дым рассеивается. И маленькая птичка летит к своему старику то ли за отдыхом, то ли за помощью. Но этой глыбе человеческие боли уже почти не знакомы. Так и останется мыслями со своей рыбой старик, которого уничтожили, но не победили

Сходите, зал сегодня не отпускал

Источник: ТГ канал Kate_pro_dosug | Афиша, дети и Москва


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80


© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100